Театр, как известно, начинается с вешалки, а школа – с вывески. Действительно, можно многое узнать, даже не входя в здание. Вот и я, прочитав над входом в Центр образования №1482 вдохновляющие строки об «открытиях чудных», поняла – здесь будет чему удивляться. И не ошиблась.
Концертный рояль в просторном холле сразу убедил, да, это действительно та самая «поющая школа», о которой все наслышаны не только в округе, но и во всей столице. Впрочем, не только в столице. Евгения Кузьминична Поротикова, руководитель и вдохновитель этого «певческого коллектива», заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения, стала лауреатом Всероссийского конкурса «Директор года». Как точно она сказала тогда о своем детище: «Наши дети растут умными, культурными и счастливыми. Мы организуем обучение так, чтобы каждый ребенок мог найти применение своим талантам, чтобы школа стала для него радостным открытием всей полноты жизни. Жизни, звучащей прекрасной музыкой».Чудесная музыка действительно царствует в этом удивительном учебном заведении. Она слышится в радостных приветствиях учеников. Она будто растворена в просторных, обжитых холлах, которые так по-домашнему уютны и гармоничны.Школа №1482 в Южном Медведкове сразу выбрала для себя музыкально-эстетическую стезю и за почти два десятилетия работы сумела превратить ее в прекрасную большую дорогу. Став Центром образования с 2008 года, учебное заведение уверенно идет к новым горизонтам.Двери здесь открыты с утра до вечера, включая выходные дни. Представьте, что новый статус позволил вместо десяти ставок педагогов дополнительного образования ввести сорок. А какие профессионалы обучают здесь детей актерскому и вокальному мастерству, хореографии, музыке, хоровому пению, изобразительному искусству… Работают более двадцати кружков, клубов, секций.Яркие фестивали, ярмарки, конкурсы, премьеры спектаклей проходят в стенах этого Центра радости и красоты. Представляете, какой аншлаг был на спектакле музыкального детского театра под Новый год?! Школьный зал с прекрасно оборудованной сценой не вмещал всех зрителей. Представьте, у каждого дарования есть родители, бабушки, дедушки, друзья, желающие попасть на представление. Так что пора думать о более просторном помещении. Кстати, гримирует юных артистов и учит их этому ремеслу профессионал, мастер своего дела Александра Валентиновна Карасева. Впрочем, о каждом из педагогов можно сказать то же самое. Не могу не восхититься рукодельницей, хозяйкой музея-студии «Народные истоки» Ириной Сергеевной Пьянковой. Как верно заметила директор Евгения Кузьминична Поротикова, появляется в коллективе творческий человек – возникает интересное дело. Ирина Пьянкова, член Союза художников Москвы, можно сказать, гармонично вплела в симфонию школьной жизни свое яркое, неповторимое дарование. Появились у детей новые интересные увлечения: роспись по стеклу, декоративное панно, текстильная кукла. Приобщились юные дарования к такому виду народного искусства, как вертепный театр. Сказки поучительные показывают, жизненные истории рассказывают. А уж каких кукол научились делать! Просто загляденье! Раньше даже и представить не могли, что так прекрасны и разнообразны творения народных умельцев. Вот вам, пожалуйста, яркая, пестрая кукла под названием Благодать. А этих кукол зовут Неразлучники. У них одна общая рука, и дарили их в старину жениху и невесте. А это просто Зайчик-на-пальчик, рядом Кубышка-травница… Недаром в музее-студии «Народные истоки» всегда многолюдно. То занятия, то мастер-классы, то экскурсии… Одним словом, полная, яркая, насыщенная событиями жизнь музея. Заметьте, живого музея. Гостям, конечно, все в диковинку. Но осваиваются они, как правило, быстро.В этом учебном заведении хозяева умеют щедро делиться своими талантами. И песни поют от души, и действием спектакля так увлекут зрителей, что те даже и не заметят, как ладошки свои от восторга перестанут щадить. Главное, все юные артисты служат добру, приумножению прекрасного в повседневной жизни. Вот бы где поучиться звездам шоу-бизнеса, как надо служить музам. «Творите добрые дела, они обратно к вам вернутся и добрым светом отзовутся. Творите добрые дела» – эта песня школьного хора неизменно заслуживает самые горячие аплодисменты. Поют здесь и педагоги, и дети. А как же иначе? Творческая атмосфера тому способствует.- Я не удержалась, уговорили меня сыграть в спектакле, – вспоминает, улыбаясь, директор Евгения Кузьминична. – И знаете, так волновалась, так переживала, дети меня успокаивали, мол, все получится. Выйти на сцену не так-то просто, как кажется поначалу.Воспитанников Центра образования №1482, я думаю, сразу отличишь и на улице. Реформаторам, которые стараются всячески принизить роль предметов гуманитарного и эстетического цикла, хорошо бы изучить опыт этого учебного заведения на северо-востоке столицы. Много лет здесь работают городские экспериментальные площадки. Направления весьма актуальные. «Развитие способностей учеников к творческой и интеллектуальной деятельности на базе интеграции предметов образовательной области «Искусство» в системах основного и дополнительного образования – это одна тема, над которой коллектив работает много лет. А другая – «Изучение истории и культуры религий в общеобразовательных учреждениях города Москвы» – появилась в планах три года назад. И к ней сегодня самое пристальное внимание. На научно-практический семинар в Центр образования №1482 прибыли коллеги из школ, кадетских корпусов, методисты, ученые. Игорь Метлик, доктор педагогических наук, заведующий Лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО, открывает семинар коротким вступлением. Как научный руководитель эксперимента, Игорь Витальевич убежден, что в стенах этого учебного заведения рождается уникальный опыт, который требует глубокого осмысления. Впрочем, в этом никого, думаю, убеждать не нужно. В таком гармоничном образовательно-воспитательном пространстве, которое создано в Центре образования, этот эксперимент просто обречен на удачу. «Воспитание здесь – это действительно высокое питание», – точно заметил один из участников семинара. Для воспитанников Центра образования вполне естествен интерес к слову Божьему. Ведь они, общаясь с прекрасным, открывая свои таланты, непременно приходят к пониманию высшего смысла бытия. Участники семинара смогли убедиться в этом, побывав на открытых уроках.В пятом классе учитель истории Мария Александровна Буданова предложила своим питомцам поразмышлять над значением иконы в православной культуре. Стихотворение Аполлона Майкова, проникновенно прочитанное ученицей, задает особую доверительную тональность последующей беседе. Конечно, вести разговор с детьми о духовной жизни, о вере – дело архисложное. Не всякий священник может доступно и доверительно донести до детей свои познания. А учителям порою так трудно подняться к «горным высотам», чтобы дошло слово до каждого сердца. И потому честь и хвала отважным педагогам-первопроходцам. Недаром преподаватели нового духовного предмета в расписании признаются, как много времени и сил уходит на подготовку к урокам, как важен здесь личный духовный запас. Педагог Мария Александровна Буданова, осваивая новый для себя предмет, выбрала, думаю, верный путь. Она обращается к культурному и духовному опыту своих питомцев и, задействуя его, ведет к новым открытиям. Многое могут дать ребятам такие уроки.В седьмом классе учительница Анастасия Александровна Садыкова урок построила также в форме беседы. И это вполне оправданный выбор, на занятиях по учебному предмету «Православная культура» особое значение приобретает обратная связь. Желание делиться своими мыслями, чувствами, представлениями просто так не возникает. Умение чувствовать друг друга, настроение, боль другого, так хорошо развитое у юных артистов, музыкантов, художников, танцоров, очень помогает им в жизни. И это особенно ярко проявилось сейчас. Тема урока «Ветхозаветные пророки» дает возможность получить и новые знания, и подойти к глубокому осмыслению роли пророков и лжепророков в истории. «Что тебе дать?» – спросил Господь у Соломона. И тот попросил сердце разумное, чтобы различать добро и зло». Пытливому молодому уму этот эпизод, приведенный учителем в начале урока, дает много. Что же такое «сердце разумное»? – задумались ребята. Значит, один ум сам по себе недостаточен. И недостаточно иметь одну сердечность, доброту без правильного размышления, без мудрости…Каждый из открытых уроков, для участников семинара стал поводом для размышлений, споров, честных признаний. Алексей Юрьевич Соловьев, главный специалист столичного Департамента образования, отметил хорошую организацию научно-практического семинара. День, проведенный в Центре образования, вместил очень многое. Участники семинара воочию убедились, насколько масштабно и целенаправленно в Центре образования ведется работа по нравственному и эстетическому воспитанию детей. Очень высокую планку держит дружный коллектив педагогов. Весьма знаменательно в конце семинара прозвучало высказывание опытного методиста районного управления образования Ольги Набялэк. Вести в таком масштабе воспитательную работу – задача непростая, заметила Ольга Эдвардовна. А этому учебному заведению все по плечу. И как тут не вспомнить слова одного мудрого директора, который сказал, что старый стенд можно снимать только в том случае, если готов новый.Без реформ, конечно, нельзя. Но и в этой притче о стендах смысл кроется глубокий. Есть над чем подумать. О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…
Комментарии