Так называется небольшая книга народного учителя РФ директора гимназии №1543 «На Юго-Западе» Юрия Завельского, который создал это учебное заведение и все сорок лет возглавляет ее замечательный педагогический коллектив. Эта книга вышла небольшим тиражом, но нужно, чтобы ее прочитали тысячи российских учителей. С доброго разрешения Юрия Владимировича мы перелистываем некоторые ее страницы.
Я всегда считал, что педагогика – это искусство гармоничных отношений. Человек с трудным, а тем более вздорным характером никогда не сможет стать настоящим педагогом, ибо с таким характером достичь гармоничных отношений с детьми невозможно.Следовательно, педагогика – это в первую очередь и главным образом отношения между людьми.Педагогика – это этика. И все наши замечательные уроки ничего при всех их достоинствах не будут стоить, если на них нет нормальных, добрых отношений между людьми. Вот эти отношения и создает учитель. Более того, это одна из важнейших составляющих его профессионализма.А в этих отношениях главное – внутренняя свобода ребенка, подростка. Без этой свободы урок не может быть полноценным, каким бы замечательным он ни был во всех остальных отношениях.хххЕсли представить себе образование как дорогу длиною в жизнь, а эта дорога прекрасна и интересна сама по себе, то неизбежно возникает вопрос: к чему ведет эта дорога? Она должна вести человека к храму – храму любви, добра, справедливости, взаимной верности, сочувствия, сострадания. Невольно вспоминается финал знаменитого фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние», где старая женщина, которую играет великая грузинская актриса Верико Анджапаридзе, на вопрос, ведет ли эта дорога к храму, получает ответ: «Эта дорога к храму не ведет». Тогда она спрашивает: «Зачем нужна дорога, которая не ведет к храму?»Так вот, этот храм учитель должен возвести в душе ребенка. Но он должен быть и в его душе. Это для учителя большой, неустанный, по-своему тяжкий, но очень важный труд его души. Может быть, возведение этого храма и есть сама суть образования человека?хххМожно быть дилетантом. Любителем в любом деле. Можно быть художником-любителем, поэтом-любителем, артистом-любителем (перечень можно продолжать).Но нельзя быть дилетантом в двух профессиях – педагогике и медицине, поскольку эти профессии связаны напрямую с человеком, его судьбой, а часто – с его жизнью.Нельзя быть хирургом-дилетантом, и нельзя быть учителем-дилетантом. Но вот если с хирургом все понятно, то с учителем далеко до понимания. Представление об учительской профессии у многих людей сводится к простой передаче определенных конкретных знаний, что отражает поверхностный взгляд на профессию. Для взаимодействия с ребенком в широком смысле слова нужны специальные знания и умения, без которых успешная педагогическая деятельность невозможна.Отсутствие профессионализма может нанести непоправимый и даже трагический вред моральному или физическому здоровью людей. Между тем в школах сплошь и рядом работает большое количество учителей-дилетантов, среди которых много душевно бедных людей, лишенных каких бы то ни было профессиональных умений. И сколько страданий от них детям!К сожалению, мы живем в век воинствующего дилетантизма, и бороться с ним бывает трудно. Не отсюда ли многие наши беды? хххЧем больше думаю о нашей учительской профессии, тем больше прихожу к мысли, что хороший учитель всегда, а может быть, часто – человек немножко наивный. Эта наивность от душевной чистоты, от лирического отношения к жизни, от веры в идеал. Все это он незаметно (даже для самого себя) невольно передает детям.Важно, чтобы эта наивность, романтизм, если хотите, донкихотство не мешали ему, когда необходимо трезво посмотреть на какую-то острую ситуацию, правильно оценить ее и постараться принять единственно возможное правильное, с его точки зрения, решение. И все-таки! Как говорил Ницше, для деятельности нужны эмоции. И как раз в педагогической деятельности они особенно важны. Без веры в ребенка, пусть иногда наивной, без этих иллюзий успех учителя в работе с детьми, особенно с подростками, весьма сомнителен.У Тургенева: «Когда переведутся такие люди, как Дон Кихоты, пускай закроется навсегда Книга Истории. В ней нечего будет читать». Она никогда не закроется, пока живут на свете настоящие учителя.хххНадо уметь прощать. Иначе в душе будет ад. Прощать – это ведь наслаждение почти всегда. Д.С.Лихачев сказал: «Почти нет на земле человека, которого нельзя было бы простить. Я не говорю о тех, кого нельзя».Что же говорить о детях? Вот почему, если для обычного человека это важно, то как важно это умение для учителя! Между тем сплошь и рядом наблюдаешь, как учителю важно не простить ученика, а во что бы то ни стало наказать его. При этом такой учитель исходит из простой и вместе с тем ложной мысли: «Чтобы было неповадно другим». Но ведь сам акт прощения можно обставить так, что никому в голову не придет повторить чей-то проступок. Просто нам не хватает ни душевных сил, ни нужных для этого слов, ни времени. Для наказания всего этого не нужно. Зато сколько добрых чувств мы сможем родить в детских душах прощением! И как это надолго запоминается!хххУниженный учитель, который идет в школу с нелюбовью к ней, а то и со страхом, учитель, которому директор уже в вестибюле может сделать замечание (иногда в присутствии других учителей, а то и детей), учитель, который всегда в дурном настроении, потому что школа испортила его характер. Разве это учитель?Неуважаемый человек не может уважать себя и потому не может уважать ребенка.хххВ какой подчас суматохе складывается рабочий день учителя! Вот вижу в конце коридора на перемене учительницу С., разговаривающую с чьей-то мамой. Разговор идет на повышенных тонах. Звонок на урок. Учительница медленной тяжелой походкой идет по коридору. И я думаю, как ей оставить свое тяжелое настроение у порога класса и войти к детям с возвышенно настроенной душой? И невольно возникает вопрос: хватит ли ей сил для этого?В чем искать учителю силы для каждодневного вдохновения? Ответ может быть один: только в самом себе, только в познании величия своего дела. Важно, чтобы учитель осознал, что учительство, как и актерство, как и писательство, – это призвание от слова «зов». Правильно сказал К.Г.Паустовский: «Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долгой и трудной задачи».Как это важно понять учителю в начале пути. Прежде всего вслушиваться в зов собственного сердца, это даст ему возможность понять другого человека – ребенка.хххДва типа учителей: самовыраженцы и самоутвержденцы. Первые стараются все богатство своего внутреннего мира поставить на службу своей профессии, и этим они интересны ребятам. Более того, они стремятся свой душевный мир постоянно обогащать новыми знаниями, переживаниями. Дети от общения с ними растут, становятся богаче умом и душой. Таких учителей не просто любят, но искренне уважают.Самоутвержденец – совсем другой человек. Если первый ничего не навязывает, то второй постоянно требует от детей следовать его канонам. Дети ему нужны не сами по себе, как ценность, а для того чтобы ими можно было манипулировать и через них утверждать себя. Успехи ребенка приносят ему меньше радости, чем свои собственные. Поэтому такой учитель постоянно не удовлетворен, поскольку успех не может повторяться постоянно.хххПочему слово «урокодатель» получило в педагогической среде такой одиозный смысл?Ведь умение дать хороший, полноценный урок, урок на высоком профессиональном уровне – это среди всех умений, которыми должен быть наделен учитель, – главное, во многом определяющее его деятельность.И увы, этим качеством обладает далеко не каждый учитель. И если есть в школе учителя, которые учат и воспитывают детей посредством только таких уроков, это уже прекрасно! Такие учителя останутся в памяти детей надолго, может быть, навсегда.С другой стороны, я в своей жизни видел немало учителей скучных и серых, вечно суетливых, которые помимо урока занимались многим другим. Их урокодателями никак нельзя было назвать. Администрация школы их ценила. Они, несомненно, были великими тружениками. Но их влияние на ум и сердце ребенка далеко не всегда было велико. За вечной суматохой не было глубины постижения педагогических проблем.Пусть побольше будет урокодателей, дающих прекрасные уроки, обогащающие детский ум и детское сердце!хххИстина, любовь и добро – вот три молитвы, которые должны быть в душе учителя.Если эти молитвенные слова не определяют внутренний мир учителя, боюсь, что подлинный успех в его работе вряд ли придет.хххДумаю, что учительская профессия все-таки профессия возрастная. В том смысле, что с возрастом мировосприятие ребенка и старого человека отдаляют их друг от друга. С возрастом становятся разными системы ценностей. И понятно, почему у Н.М.Карамзина: «Первая половина жизни человека вся в будущем, вторая – вся в прошлом».И конечно, каждый учитель с возрастом не только хорошо понимает, но главным образом чувствует душевное отделение от детей: те душевные контакты, которые были раньше, ослабевают. Нет молодого задора, который, увы, ушел. Но приходит нечто иное – та мудрость, о которой мы в таких случаях говорим, – качество, не тождественное интеллекту. Она рождается на стыке интеллекта, опыта и нравственного чувства. И дети эту мудрость взрослого человека чувствуют и ценят не меньше, чем молодой задор. ххх Много лет, даже десятилетий, внимательно присматриваюсь к учителям. Для одних педагогика, школа – главным образом возможность удовлетворения своего честолюбия, иногда амбиций, для других педагогика всегда была, говоря словами Пастернака, «куском дымящейся совести». Надо отчетливо понимать, перед каким выбором ты стоишь и какую цену за него заплатишь.хххШкола – это тот период жизни, когда человек совершает одно из величайших своих открытий: он открывает самого себя. Но для того чтобы такое открытие произошло, надо, чтобы рядом стояли умные, очень чуткие люди, которые помогли бы человеку это открытие совершить: мама, папа, верные, умные и добрые друзья и (конечно!) близкий по духу учитель – с тонким умом, со всем своим душевным богатством. Найти себя поможет ученику во многом именно такой человек.ххх Если театр начинается с вешалки, то с чего начинается школа? Мне кажется, с совести. С совести в первую очередь взрослых людей. Все, что происходит в школе, все – хорошее и дурное – либо от нее, либо от ее отсутствия. И если согласиться с мыслью, что школа начинается с совести, то это начало возможно лишь в том случае, если каждый учитель будет понимать свою профессию как нравственную задачу. Только такой угол зрения учителя определит духовную атмосферу школы.Надо, чтобы каждый взрослый в школе чувствовал радость от сознания того, что он учитель, педагог, что на него возложена огромная нравственная ноша выстроить судьбу человека. хххДля меня идеальный учитель – это:- Подвижный, гибкий ум, позволяющий учителю быстро перестроить свое сознание в зависимости от быстро меняющейся ситуации. Многие беды, срывы в работе учителя, конфликты происходят тогда, когда учителя подводит ум.- Терпение. И терпимость. Ах как трудно дается учителям это поистине драгоценное качество!- Мягкий нрав. Человек с тяжелым нравом, капризный, безапелляционный, обидчивый, бескомпромиссный вряд ли может быть хорошим учителем. А может быть, не сможет им стать вообще.- Твердая воля. Если иметь в виду волю как стремление к достижению поставленных целей.По-моему, именно эти качества определяют структуру личности учителя. хххУчитель – это органическое превышение обязанностей над правами. Человек, не понимающий этого, полноценным учителем не станет. Во всяком случае он будет испытывать много трудностей в работе. Из всех обязанностей главная для него и, пожалуй, глобальная – вырастить из ребенка, подростка личность неповторимую и в чем-то уникальную. И все, что делает учитель, должно быть подчинено этой основополагающей идее.Естественно, что с этой обязанностью сопряжено его право любить. Любить ребенка так, как ты способен, понимая и прощая ему все его слабости, срывы и неизбежные для его возраста заблуждения.хххВсе-таки учитель – профессия жертвенная. В самом деле, учитель отдает детям многое: сердце, ум, талант, знания, вдохновение, часть своей души, в сущности, ничего не получая взамен.Но ведь в детских душах, в их благодарной памяти он все равно остается, у многих навсегда.И так он продолжает жить (даже после смерти) в сознании и душах тысяч других людей.Вот люди, готовые бескорыстно принести себя в жертву другим, и есть настоящие, большие учителя – учителя на все времена!
Комментарии