Внимание властей к проблемам школьного питания в минувшем году достигло, наверное, своего апогея: научно-практические конференции, программы, увеличение финансирования, нацпроект… Но вот прошел год. Каким образом все это отразилось на убранстве обычной школьной столовой? Да и отразилось ли вообще?..
Алексей ОСИНЦЕВ, директор школы №162, Новосибирск: Посидеть за столом и пообщаться…
В школе сегодня около 600 учеников. Столовая расположена в пристройке. Составлен график ее работы. После первого урока малыши завтракают: компот, булочки. В течение дня есть две большие перемены по двадцать минут, во время которых едят остальные школьники. Многие обедают, особенно старшеклассники, которые потом бегут на различные секции и подготовительные курсы в университет. Бесплатно питаются дети из малообеспеченных и многодетных семей, их около 60.
В целом у нас неплохо все организовано. Хотелось бы иметь раздаточную линию, чтобы дети могли есть различные салатики. Нужно обновить оборудование. Школа – это дом, а в доме обязательно должно быть так, чтобы все могли посидеть за столом, поесть и пообщаться.
Нина КУЗНЕЦОВА, директор школы №496, Санкт-Петербург: Позитивных изменений достаточно
В нашей школе все дети с первого по четвертый класс завтракают бесплатно.
Фирма, которая нас обслуживает, старается разнообразить меню, прислушивается к нашим пожеланиям. Стало больше салатов, выпечки. В экспресс-столе, куда включена выпечка, есть и горячий чай, чтобы ребенок ел пирожок не всухомятку.
Следующий положительный момент – это программа обновления оборудования пищеблоков. Благодаря ей у нас уже заменены жарочный шкаф, морозильный ларь, холодильники, ждем новые прилавки. Это, конечно, процесс не сиюминутный, а постепенный, но он начался, и это вселяет оптимизм. Ведь оборудование пищеблоков давно исчерпало свои возможности. На моей памяти, а я работаю в школе достаточно давно, это всего лишь второе обновление. Увеличение финансирования позволяет нам теперь бесплатно кормить детей, которые нуждаются в социальной поддержке. Для этого сейчас нужны не столько документы, подтверждающие это право, сколько решение родительского комитета.
В будущем, на мой взгляд, нужно также думать не только об обновлении оборудования, но и об эстетике. Хочется, чтобы посуда отвечала требованиям современных стандартов, существующих в общественном питании.
Лариса КОЗЫРЕНКО, директор Буняковской средней школы Одесского района Омской области: Вы знаете что такое пирамида питания?
Наш пищеблок работает на полуфабрикатах, поэтому повара готовят и горячие блюда. В столовой питаются все дети. Собственно говоря, 100-процентный охват горячим питанием учеников начальных классов сейчас стал одним из требований к руководителю образовательного учреждения. Если кто-то из малышей отказывается, классный руководитель должен выяснить, по какой причине.
«Пирамида здорового питания» – так называется схема рационального питания на стенде в школьной столовой. Нижнюю строку «пирамиды» занимают продукты, которые должны кушать дети каждый день: хлеб, рис, макароны, крупяные каши. Ступенькой выше – овощи и фрукты, рекомендуемые для употребления 2-4 раза в неделю. Молоком, йогуртом, сыром, а также мясом, рыбой, яйцом, орехами желательно бы подкреплять организм не реже 2-3 раз в неделю. На вершине оказались сливочное масло и сладости, которых требуется, так сказать, по минимуму. Такой рацион питания, составленный специалистами, учитывает необходимые для растущего организма вещества и витамины. Мы стараемся придерживаться этого рациона, но следовать ему ежедневно пока не по силам – нет средств. Тем не менее в ежедневном меню буняковского школьника – горячие блюда: суп или борщ, рассольник или крупяная каша. Реже – отварные макаронные изделия с колбасой. Из напитков – чай, кисель, компот или какао.
Стоимость питания одного ребенка – 100 рублей в месяц. И это только родительская плата. По нынешним меркам не так уж и много. Из других источников финансирование не производится. На 2008 год средства на выплату денежной компенсации за питание школьников в муниципальном бюджете не заложены. И спонсоров у нас нет. Но мы, педагоги, не сидим сложа руки. Для удешевления стоимости питания используем продукцию с земельных участков и огородов. С половины гектара пришкольного участка осенью собрали неплохой урожай: больше тонны картофеля, 145 килограммов свеклы, около центнера капусты, а также морковь, помидоры, фасоль, огурцы, лук и даже зелень петрушки. Растет своя смородина, которая идет на варенье.
Предстоящие изменения радуют – как сообщили в Министерстве образования Омской области, с 1 января 2008 года правительством Омской области в рамках региональной программы развития системы образования выделяются средства на организацию питания всех без исключения школьников с
1-го по 11-й класс. На эти цели в бюджете Омской области на этот год предусмотрено финансирование в объеме 103 миллионов рублей. В качестве субсидий средства регионального бюджета будут направляться муниципальным образованиям для организации школьного питания. Обязательное требование – участие местных бюджетов на условиях софинансирования, доля которых должна составлять не менее 50 процентов, а значит, еще не менее 50 миллионов рублей. По словам Александра Михайловича Соломатина, министра образования Омской области, параллельно будет проводиться конкурс муниципалитетов на лучшую организацию школьного питания. Предусмотрены и средства на оснащение школьных столовых, а это для нас очень актуально.
Ирина ЯРЦЕВА, директор лицея №8, Нижний Новгород: Вкус рождает предложение
Здоровье ребенка всегда первично. Не будет здоровья, не будет и образования. А без здорового, нормального питания невозможно гармоничное развитие ребенка. Поэтому питание должно быть и полноценным, и качественным, и разнообразным, и предлагается в красивой обстановке. А это требует внимания государства, потому что директора школ с этой проблемой сами не справятся. Сколько сил ни вкладывай, слишком сложный участок работы, в первую очередь – очень дорогостоящий.
Три года назад мы получили предписание СЭС о замене оборудования в школьной столовой, косметическом ремонте и замене мебели. Взялись за дело. Школе-то – 40 лет, и за это время и физически, и морально все оборудование устарело. Мы сделали полный капитальный ремонт столовой с заменой всего технологического оборудования и коммуникаций, даже изменили интерьер. Из городского бюджета нам выделили более 350 тысяч рублей. Часть оборудования (почти на сто тысяч рублей) подарила районная администрация. Помогли родители, попечительский совет.
Со стороны Роспотребнадзора сейчас к нам нет никаких замечаний. Но мы знаем, что есть над чем работать. Например, давно мечтаем завести красивую посуду. Хотим в буфетной сделать барную стойку – так будет удобнее для детей. Надо поставить автомат, чтобы ученики сами наливали чай.
Когда авторы нацпроекта «Образование» обратили внимание на школьное питание, то у нас к этому моменту все уже было сделано. И готовясь к участию в нацпроекте, мы даже не планировали какие-то капиталовложения в школьную столовую.
В лучшую сторону изменились у нас отношения с базовой столовой. Если раньше нам везли все независимо от наших пожеланий, то теперь мы заявки делаем сами. Для этого проводили опрос детей, изучая их вкусы. Не любят они тушеную капусту, рыбу с костями, поэтому в базовой столовой заказываем филе горбуши, которое они с удовольствием едят в жареном и вареном виде. Любят наши дети куриные котлеты – значит мы и берем куриное филе, чтобы делать котлеты. Фрукты тоже заказываем на свое усмотрение, и каждый день они у нас меняются – груша, мандарин, яблоко, апельсин. Сейчас и базовой столовой стало легче, потому что выбор продуктов больше. Столовая – это место, где ребятишки за день побывают не один раз. А у нас их 1300 человек. Поэтому школьная столовая работает весь день: с 9.15 и до 16 часов. Это и горячие завтраки, и обеды, это и экспресс-завтраки, которые у нас в основном берут старшеклассники, и разнообразный выбор блюд для учителей, и выпечка: буфетная и местная. Сколько у нас ежедневно выпекается пирожков, пицц! И разбирают все полностью, потому что дети и домой берут. Мало того, родители приходят сюда обедать, пока ждут своих детей после уроков. Цены достаточно доступные. Поэтому среди школьников охват горячим питанием у нас 85 процентов.
Если будет программа «Школьное молоко» – замечательно. Если сделают программу по каким-то витаминизированным напиткам – отлично. Мы такое делали, но за счет внебюджетных средств. Очень актуально в период обострения простудных заболеваний или весной, когда у детей авитаминоз.
Комментарии