Министерство образования Российской Федерации
Письмо
от 16.05.2001 N 22-06-666
О школьной форме
С 1970 года в Уставе средней общеобразовательной школы, одобренном постановлением Совета Министров СССР, в общеобразовательных учреждениях устанавливалась форма одежды, утверждаемая Советом Министров союзной республики. С 1991 года, согласно разделу 4 Временного положения о государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР, решение об установлении необходимости и вида ученической формы принимал Совет общеобразовательного учреждения.
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” в 1992 году введение школьной формы никакими нормативными документами не регламентировано и вопрос о необходимости ее введения для обучающихся рассматривается, как показала практика, самостоятельно общеобразовательным учреждением – органами управления общеобразовательного учреждения (совет школы, родительский комитет, собрание, общешкольное родительское собрание, конференция, попечительский совет).
Но, к сожалению, большинство коллективов и руководителей общеобразовательных учреждений ждут принятия решения от органов управления образованием, что значительно упрощает их задачу и избавляет от необходимости решать этот вопрос; но при этом не учитывается принцип автономности образовательных учреждений.
Минобразование России в этом учебном году по данному вопросу провело социологическое исследование совместно со средствами массовой информации анкетированием обучающихся, родительской и педагогической общественности, в котором приняли участие:
1 834 000 обучающихся;
120 000 работников общеобразовательных учреждений,
950 родителей.
Результаты анализа полученной информации, предоставленной органами управления образованием из 55 субъектов Российской Федерации, показали, что большинство опрошенных считает – школьная форма приучает к определенному порядку, дисциплинирует, дает возможность осознать себя учеником и единым коллективом.
Однако за введение школьной формы высказалось (от количества каждой категории участвующих в анкетировании):
38% обучающихся;
100% руководителей общеобразовательных учреждений;
91% учителей;
78% родителей.
При этом прежде всего все участники образовательного процесса за льготное или бесплатное финансирование приобретения школьной формы.
Для большинства обучающихся важными позициями являются право и свобода выбора, проявление “своей индивидуальности”, и наиболее приемлемым считается вариант гибкого выбора одежды для школьной формы.
В отдельных общеобразовательных учреждениях Волгоградской, Саратовской, Ярославской, Пензенской, Московской, Омской, Ленинградской и многих других областей имеется опыт введения школьной формы принятием решения органов управления школы. Конечно, это прежде всего лицеи и гимназии, небольшие муниципальные школы, начальные школы.
Во многих субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления предлагают возможные варианты школьной формы и определяют предприятия для производства через льготную систему налогообложения, органы управления продумывают механизм финансовых затрат на школьную форму (Оренбургская, Амурская, Сахалинская и другие области, республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Ингушетия).
Учитывая экономический, социальный, нравственно-воспитательный факторы, противоречивость подходов к вопросу о введении школьной формы, мнение главного участника образовательного процесса – обучающегося, Минобразование России:
1. Выражает признательность активным участникам проведенного социологического исследования.
2. Считает, что вопрос введения школьной формы относится к компетенции общеобразовательного учреждения и должен рассматриваться с согласия всех участников образовательного процесса, оформляться решением органов управления учреждения, учитывать материально-финансовое положение родителей обучающихся.
3. Рекомендует органам управления образованием довести до сведения всех участников образовательного процесса результаты проведенного социологического исследования.
Первый заместитель министра
А.Киселев
Комментарии