Накануне нового учебного года вышел из печати учебник физики для 11-го класса Тихомировой и Яворского (издательство “Школьная пресса”, 2000). Этот учебник является продолжением учебника “Физика-10” тех же авторов и предназначен для учеников общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля.
Можно задать вопрос, зачем еще один учебник, если уже существует проверенный временем добротный, строгий и академичный учебник “Физика-11” Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева? Дело в том, что, не сильно отличаясь от учебника Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева по содержанию, что продиктовано программой по физике для общеобразовательной школы, рецензируемый учебник кардинально отличается от него стилем изложения. В учебнике Г.Я.Мякишева и Б.Б.Буховцева за основу взяты строгий математический подход и логическое доказательство большинства формул и выводов. Для восприятия материала требуется хорошая математическая подготовка. Для тех же, кто не слишком силен в математике, материал сложен. А ведь известно, что непонятный предмет очень трудно полюбить.
В новом учебнике изложение материала опирается на эксперимент, а формула и законы вводятся как обобщение опытных данных. Значению эксперимента в развитии физической науки уделяется внимание во всех разделах учебника. Излагая, например, закон электромагнитной индукции, авторы на полях отмечают, что в работе Фарадея “По превращению магнетизма в электричество” лишь опыт под номером 16041 оказался удачным. Подчеркнуто, что эксперимент играл существенную роль в борьбе идей о природе света. А уж физика XX века вся целиком выросла из стремлений объяснить непонятный фактический материал. С другой стороны, используемый авторами метод подачи учебного материала доступнее для понимания и проще. Причем простота и доступность изложения нисколько не наносят ущерба строгости изложения и выводов. В этом отношении особенно показательно объяснение материала, касающегося современных воззрений науки на строение атома и атомного ядра, на физику элементарных частиц. Этот очень сложный раздел изложен понятно, но без упрощенчества. В учебнике дается представление о квантовой механике. На примере дифракции электронов убедительно показано, каким образом один и тот же объект может сочетать в себе свойства и волны, и частицы. Делается логическое заключение о вероятностном характере законов, которым подчиняются электроны и атомы, в чем состоит самое главное и самое удивительное отличие микромира от привычного и понятного макромира.
Настоящей же находкой рецензируемого учебника следует назвать вкрапление в текст учебника параграфов для ознакомительного чтения, посвященных истории развития ряда научных теорий. На полях учебника приводятся цитаты из лабораторных журналов ученых, из научных докладов и статей, курьезные случаи из их жизни, сопровождаемые остроумными высказываниями, цитаты из литературных произведений. Этот материал чрезвычайно интересен для чтения, он показывает, что история развития научных идей, особенно на переломных этапах науки, воспринимается как остросюжетная повесть. А люди, творившие эту историю, обладали не только пытливым умом и обширными познаниями, а были еще и очень остроумными собеседниками. В параграфе, посвященном квантово-волновым свойствам света, приводятся оригинальные слова У.Брэгга: “Неужели мы должны считать свет состоящим из корпускул в понедельник, вторник и среду, пока мы проводим опыт с фотоэффектом…и представлять себе его волнами в четверг, пятницу и субботу, когда мы работаем с явлениями дифракции и интерференции?”. А разве можно забыть одну из фундаментальных формул Эйнштейна, если ее заучить с помощью простого мнемонического правила:
“Каждый физик помнить рад
Е равно эм цэ квадрат”?
Сила эмоционального воздействия стихотворения В.Кочеткова “В Чернобыле” навсегда запечатлеет в памяти даже самого ленивого ученика одно из биологических действий ионизирующего излучения:
“Только раз увидеть удалось,
Как выходит из мглы
На песок отдаленного берега
Без единой шерстинки,
Словно начисто выбритый,
лось”.
Боюсь, что кто-либо на основании моих слов сделает поспешный вывод о том, что учебник представляет собой легкое развлекательное “чтиво” в духе сборников “Физики шутят”. Это отнюдь не так. Авторами удачно соблюдена мера в сочетании строгости изложения с доступностью и увлекательностью. Следует отметить, что под стать содержанию учебника и его форма: он очень красиво издан и его приятно держать в руках.
Нина МАТВЕЕВА,
доцент Российского государственного медицинского университета, преподаватель лицея “Ступень”
Комментарии