search
main
0

О самом важном

Острых тем избегать не нужно, но и искать их специально смысла нет

В 2022 году во всех образовательных организациях страны стартовал федеральный проект «Разговоры о важном», направленный на воспитание подрастающего поколения. Отношение к этой инициативе в педагогическом сообществе поначалу было неоднозначным, говорили, что это очередная попытка внушить учащимся правильные с точки зрения власти представления о происходящем в стране и мире, в то время как надо, наоборот, учить детей мыслить критически. Но за минувший период оказалось, что все не так страшно, предложенные темы в самом деле интересны ребятам, помогают им найти ответы на многие волнующие их вопросы. А главное – это еще одна возможность для взрослых выйти на прямой диалог с подрастающим поколением.

Мне довелось побывать на одном из таких занятий, которое прошло в московском колледже связи №54 имени П.М.Вострухина. Первый урок в этом учебном году был призван сформировать у ребят представление о правильности выбранного ими направления обучения, воспитать ответственность за свои поступки и результаты деятельности, помочь сформировать понимание значения взаимодействия в коллективе, осознать значимость вклада каждого гражданина в развитие России.

В новом учебном году методическое обеспечение «Разговоров о важном» для системы СПО поручено разрабатывать Институту изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. В комплект для каждого занятия входят сценарии для проведения занятий, методические рекомендации, презентации, видеоролики, список рекомендованных книг и фильмов по теме занятий, а также другие дополнительные материалы.

Как рассказала директор института Наталья Агре, темы занятий определены заранее и утверждены Администрацией Президента РФ и Министерством просвещения, однако дети могут сами предложить темы и сформулировать вопросы, которые их беспокоят.

– Нам очень важна обратная связь, ибо мы обязательно учитываем ее при формировании списка тем в дальнейшем, – сказала Наталья Валентиновна. – Впрочем, тематический план – это само собой, а внутри каждого занятия есть возможность разыграть то, что актуально прямо сейчас. Нам сейчас очень важно понять, насколько наши методические материалы подходят по контексту, помогают преподавателям, чего в них не хватает (или, наоборот, в избытке). Главное ведь не столько информация, ее как раз очень много, она доступна в самых разных источниках, гораздо важнее именно методическая проработка каждого занятия. Темы понятны, задачи тоже, а далее необходимо сделать так, чтобы добиться ожидаемого результата. И именно методика тут стоит на первом месте, потому что она отвечает на вопрос «как?». Собственно, «Разговоры о важном» в этом смысле мало чем отличаются от обычных занятий, и сделать их интересными и полезными можно лишь в том случае, если учитель не будет говорить один весь урок (пусть и действительно о важном), а выстроит конструктивный диалог, в котором ребята смогут проявить свою позицию и вместе прийти к консенсусу. Ведь тема занятия – это лишь затравка, искра, а дальше надо сделать так, чтобы она помогла разжечь интерес, поддержать стремление искать решение затронутых проблем.

По словам Натальи Агре, у ее института в целом по стране порядка 500 инновационных площадок, из которых около 100 – учреждения СПО. И сотрудникам, безусловно, очень важно быть в курсе того, как проходят занятия в каждой образовательной организации. Но, поскольку институт не в состоянии направить своих методистов во все школы и ссузы, возможно, имеет смысл использовать для этих целей ИКТ, например организовывать если не видео-, то хотя бы аудиотрансляции, записи которых можно будет послушать, изучить и сделать вывод, что следует в будущем изменить в них.

– Главное ведь не оценить, хорошо или плохо ведет занятие тот или иной педагог, важно помочь людям повысить эффективность, сделать так, чтобы было интересно и ребятам, и преподавателям, – убеждена Наталья Валентиновна. – А из этого всего уже вытекают решения относительно организации обучения кураторов, создания методических материалов, формирования списка тем и пр. Плюс, конечно же, проблема привлечения к этому процессу рядовых педагогов, опытных учителей с мест.

Не секрет, что в целом по стране темы из официального списка «Разговоры о важном» обсуждались и безо всяких распоряжений президента и министра, педагоги затрагивали их и раньше, причем как на обычных уроках и классных часах, так и на внеклассных мероприятиях.

– Просто с момента запуска проекта в 2022 году работа эта стала более систематизированной, ребята понимают его важность, воспринимают как неотъемлемую часть образовательного процесса, – констатирует заместитель директора по воспитанию, социализации и безопасности обучающихся колледжа связи №54 Людмила Чеботарева. – Конечно же, поначалу это казалось чем-то не­обычным, поскольку подобные беседы проходят первым уроком, а не в конце учебного дня, как раньше. Но потом студенты привыкли, стали задавать вопросы и вместе с преподавателями искать на них ответы. Ведь речь идет о том, что действительно волнует всех, – о ценностях, традициях, культуре.

Замдиректора также отметила, что все темы, которые поднимались, ребятам понравились.

– В прошлом году такие занятия проводились каждый понедельник, – рассказывает Кирилл Самохвалов, студент 2‑го курса колледжа связи №54. – Это отличная возможность лучше узнать нашу страну, ее историю и культуру. На мой взгляд, это очень важно, потому что у нас проживает много национальностей, у каждой свои особенности. Россия имеет огромную территорию, ее история насчитывает много веков. На занятиях мы разговариваем о ценностях, традициях, обсуждаем не только темы, которые нам предложили преподаватели, но и предлагаем свои.

По словам Кирилла, ему и его товарищам интересно больше узнать о своей будущей работе, о жизни общества и народа, о тех или иных мероприятиях, которые проходят в городе, стране, мире. Вот это в самом деле важно!

– Даже если готовиться к таким занятиям самому, по каждой теме сегодня можно найти очень много материалов, – говорит преподаватель специальных дисциплин колледжа связи №54 Лиана Колесникова. – Но это будет не систематизированный массив, а ворох разрозненной информации. Институт изучения детства, семьи и воспитания предоставил нам полный комплект информации, который очень помогает в работе. Что же касается содержания и тематики «Разговоров…», то студентам это интересно, потому что их волнует все, что связано с темой воспитания. Мы обсуждаем самые разные проблемы, которые так или иначе, прямо или косвенно, затрагивают абсолютно всех нас – студентов, преподавателей, родителей и пр. Конечно, надо учитывать, что XXI век – век информации, ее подчас настолько много, она такая разная, что нетрудно в ней утонуть. Поэтому вопрос в том, что из всего этого моря взять и чему доверять. И очень хорошо, что нам дают возможность использовать информацию из проверенных источников по каждой теме. Ведь каждому студенту важно, безусловно, иметь свое представление о происходящем, и он формирует его, анализируя то, что читает, слышит или видит сам, что даем ему мы. Очень важно сориентировать ребят, показать, что вот этому можно доверять, а вот это ложь, фейк.

…Как отметили и учащиеся, и педагоги, и организаторы прошедшего мероприятия, «Разговоры о важном» – это всегда диалог, возможность пообщаться напрямую и задать вопрос, не боясь, что тебя осадят и осудят. Я, если честно, подумал было, что ребята обязательно воспользуются такой возможностью, чтобы постараться накидать своим педагогам кучу неудобных и провокационных тем, связанных с межнациональными, межконфессиональными, межполовыми, межрасовыми и прочими конфликтами (коих у нас, сами понимаете, немало). Но, очевидно, я уж слишком сужу по себе, ибо в реальности оказалось, что студентов СПО в первую очередь волнует вопрос самоопределения – кем быть, каким быть, зачем им нужен тот или иной предмет. О проблемах они предпочитают здесь не говорить, а если затрагивать, то лишь вскользь. Не потому что боятся, просто скорее не видят смысла обсуждать это тут, в колледже, где на первом месте все-таки стоит задача получения образования, профессии. И различные провокации этому только мешают.

Вадим МЕЛЕШКО, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте