search
main
0

О самом дорогом для каждого Тема “Жизнь”. 6-й класс

Цель: помочь детям задуматься над своим будущим, над смыслом жизни.
Новые понятия: “цель жизни”, “бесцельно прожитое время”, “самопожертвование”, “долгожитель”.
Эпиграф:
Без пользы жить – безвременная смерть…
В. Гете

Учитель: В прошлом году мы с вами уже познакомились с понятием “смысл жизни”. Помните слова Сантояна о том, что жизнь это не праздник и не зрелище, а трудное занятие. А так как в жизни нужно всегда добиваться всего трудом, послушайте первое задание.

Постарайтесь соединить две половинки пословицы:

Живи для людей помрешь не заплачешь.
Живи дольше проживешь до ста.
Живи не тужи поживут и люди для тебя.
Живи просто не поле перейти.
Живи тихо чтобы пользы было больше.
Жизнь прожить не увидишь лиха.

Должно получиться:
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Живи дольше, чтобы пользы было больше.
Живи не тужи: помрешь, не заплачешь.
Живи просто, проживешь до ста.
Живи тихо – не увидишь лиха.
Жизнь прожить – не поле перейти.
Молодцы, вы справились с этим заданием. Вы видите, сама жизнь ничего не значит, она не благо и не зло, если живешь ради самой жизни. Давайте посмотрим, как вы цените свою жизнь. Представьте себе, что мы в салоне лайнера. Наш самолет на высоте 5 тысяч метров, за бортом – 450, вдруг в салон входит бортпроводница и сообщает о том, что двигатели отказали, значит, через 1 минуту самолет упадет в воды Тихого океана, но если вы откажетесь от одного из своих достоинств, то тем самым спасете себе жизнь. Если вы откажетесь от доброты, значит, оставшуюся жизнь вы проживете злыми; если отдадите тактичность, станете бестактными; откажетесь от честности – будете лживыми. Итак, время пошло. (Через минуту спросить, от чего ребята отказались).
Помните у Расула Гамзатова: “Мы все умрем, людей бессмертных нет, И это все известно и не ново…”
Да, о бессмертных людях рассказывают легенды, сказки, фантастические фильмы, согласно религиозным утверждениям, после смерти душа человека может попасть в рай или ад, или возродится в каком-нибудь другом существе: животном, птице, дереве или насекомом. Но ведь подтвердить это очень сложно. Мы теряем близких и родных людей, и, к сожалению, они к нам не возвращаются.
Каждый человек боится смерти, и в этом нет ничего предосудительного. Только смерть, как и жизнь, бывает достойной или красивой и позорной, пустой. Назовите, пожалуйста, имена людей, которые прожили честную жизнь и умерли ради других. (Ребята называют имена героев-земляков летчиков: Алексея Тихоновича Севостьянова, Николая Федоровича Афанасьева, погибших во время Великой Отечественной войны, Валерия Чкалова, Павла Федотова, бойца, который в Чечне погиб, спасая ребенка).
Все, кого вы назвали, пожертвовали своей жизнью ради других – это называется самопожертвованием. Человек сам решает свою судьбу, и несмотря на то, что жизнь самое прекрасное, что есть на свете, эти люди готовы отдать ее на благо других.
Но есть и другие люди, которые добровольно уходят из жизни. Восемнадцатилетняя Наташа и 24-летний Михаил выбросились с 14-го этажа, никому ничего не объяснив. Они совершили самоубийство. Как вы думаете, можно поставить знак равенства между этими понятиями? Самопожертвование всегда вызывало уважение у людей, о таких героях всегда помнили, а самоубийц всегда осуждали. Христианская мораль запрещала священникам отпевать таких людей и хоронить их на кладбище.
Послушайте рассказ В. Сухомлинского “Сердце советского солдата” и дайте оценку тому, как умер этот человек.
“Солдат Сергей Иванов храбро воевал против фашистов. Наши войска освободили родную землю и продолжали бить врагов на немецкой земле. Сергей Иванов занял позицию у подъезда большого дома и обстреливал из автомата улицу, на которой засели фашисты. На противоположном конце улицы была позиция вражеского пулеметчика.
Вдруг видит Сергей: из полуразрушенного дома выбежала женщина с ребенком на руках. Вблизи нее разорвалась мина, и женщина упала. Она лежала неподвижно среди улицы, а на груди у нее плакал ребенок.
Советский солдат вспомнил в это время своего маленького сына, который погиб вместе с матерью в городе Смоленске от фашистской бомбы. Сердце его сжалось от боли. Он пополз через улицу к убитой женщине. Над ним свистели пули. Вот уже недалеко, и ребенок над телом матери. Сергей взял младенца в левую руку. Держа в правой автомат, он короткими перебежками приближался к своей позиции. Услышав вой вражеской мины, Сергей лег на мостовую. Загремел взрыв. Острая боль пронзила тело солдата. Изнемогая от боли, он собрал последние силы и приполз к подъезду дома.
Из подъезда вышли друзья Сергея.
– Возьмите ребенка, – сказал Сергей и умер от ран.
(Выслушав ответы ребят, сделать вывод).
Да, ребята, вы правы, Сергей Иванов совершил самопожертвование. Он отдал свою жизнь ради ребенка. Он не думал, что, возможно, отец этого малыша убил его семью, он пытался спасти ни в чем не повинное дитя.
А сейчас, ребята, я предлагаю вам подумать над высказываниями великих людей. Объясните, что хотел сказать Джек Лондон:
“Истинное назначение человека жить, а не существовать!”
Молодцы, ребята! А теперь запишите домашнее задание: написать сочинение. Темой послужит русская поговорка: “Смерти бояться – на свете не жить”.
Светлана ЗВЕРЕВА,
учитель граждановедения

Тверская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте