search
main
0

«О Русь – малиновое поле, и синь, упавшая в реку»,. или Как иногда цветопись поэзии превращается в черно-белый текст

Завершен конкурс «Есенин: взгляд из будущего», проведенный «Учительской газетой» совместно с Московским государственным музеем С.А.Есенина к юбилею поэта. Работ пришло много, тема вызвала живой отклик у наших учителей и старшеклассников, да это и понятно: поэзия Сергея Есенина – это целый мир, который живет, движется, переливается всеми цветами радуги; это мир, в котором поэт «всю душу выплеснул в слова»…

Одна из особенностей творчества Сергея Есенина, отмечаемая многими исследованиями, – цветопись, умение передать средствами языка цветовую картину окружающего мира.Авторы конкурсных работ приводили многочисленные примеры поэтических строчек Есенина, отмеченных цветовыми эпитетами. Здесь и «белая береза», и «роща золотая», и «пожар голубой», и «розовый конь»… Однако в работах не прозвучала информация для школьников о цветосемантике, которая бы показала, что дополнительные внутритекстовые значения (прямые, метафорические, символические) принципиально значимы для автора стихотворения, объясняла, почему и зачем они появляются. Более того, подавляющая часть конкурсных работ написана одними и теми же фразами, даже с одинаковым пунктуационным оформлением. Видимо, они были заимствованы из открытых источников. Далеко не в каждой работе были добросовестно указаны ссылки, по которым можно было бы пройти и узнать побольше о том или ином стихотворении поэта, интересном факте из его биографии.В итоге поэт Сергей Есенин предстал на страницах некоторых исследований и практических разработок черно-белым, безликим, не способным волновать, вызывать «половодье чувств», которое было так свойственно этому красивому талантливому молодому человеку, обладающему чудодейственным даром искренне любить, быть трогательным, нежным, страстным.Есть авторы, которые нечетко определили аудиторию, для которой предназначен их сценарий урока или внеурочного мероприятия. Вот, например, сценарий литературного спектакля «Братья наши меньшие» определен автором как материал для учащихся 9-11-х классов. В следующем абзаце автор пишет: «Данное мероприятие рассчитано на детей от 10 лет, т. е. с 4-го класса и старше». Исполнители – ученики 11-го и 6-го классов. В итоге сложно сориентироваться, для какой возрастной группы был подготовлен спектакль. А ведь сама по себе работа неплохая… Некоторые работы создают ощущение незавершенности. Например, дети выполняют творческое задание – иллюстрируют книгу, но где результаты? Ведь именно восприятие и эмоциональные ощущения школьников, их умение изобразить графически прочитанные стихи – цель такой работы. Но рисунки детей на конкурс присланы не были.Или вот еще один сценарий, посвященный женским образам в литературе, музыке и в жизни Сергея Есенина. В этой работе, как и во многих других, совершенно отсутствует учительская и детская оценка того, о чем они говорят, что пытаются донести до своих слушателей, зрителей. Получается, что учитель просто пересказал ребятам общеизвестные факты.Характерная ошибка для большинства просмотренных работ – неаккуратное цитирование поэтических строк, иногда фактические ошибки. Это уже серьезный повод поговорить об уважении к авторскому тексту. Огорчают речевые ошибки. И такая небрежность, когда Толстого, Блока авторы работ запросто называют по фамилии, опуская имена и отчества.В своей речи авторам работ следует учитывать возраст аудитории, не очень корректно говорить детям, что у Анны Изрядновой рос сын от Есенина, лучше сказать – сын Сергея Есенина. На мой взгляд, нужно обязательно учитывать возраст аудитории, для которой предназначено мероприятие. Ученикам 4-го класса учитель дает стихотворение «Сторона ль моя, сторонка», в котором как минимум девять непонятных современному ребенку слов, но в сценарии ни слова о том, что их необходимо прокомментировать, либо просто заменить стихотворение на произведение, более доступное для этого возраста. То же самое можно сказать о стихотворении «Я покинул родимый дом». Никакого комментария, а ведь там метафоры, слова, которые могут быть плохо понятны маленьким еще школьникам.Допустим, учитель сам комментирует, объясняет непонятные слова, но мы же о конкурсной работе говорим, которую можно предложить для использования на уроке или вне его всем – и молодым, а значит, неопытным учителям тоже.Вот литературно-музыкальная композиция для 11-го класса. Огромное количество стихотворений. За какое время дети должны их перечитать или перепеть, и не станет ли это вместо удовольствия от общения с истинной поэзией утомительным мероприятием, способным у кого-то отбить желание возвращаться к стихам? Думаю, что умеренность в данном случае не будет лишней.Есть среди материалов участников конкурса работы, ориентированные на любителей читать о личной жизни гениев, о том, что любые люди – знаменитые и обычные – предпочитают не выставлять напоказ. Но вся беда заключается в том, что авторам не пришла в голову простая мысль: будь люди, о которых идет речь, живы, они смогли бы отстоять свое право на тайну их отношений,  переписки, личных радостей и огорчений, которые явно были не напоказ.      А теперь о работах, заслуживающих особого внимания.Вероника Ивановна Уфимцева, старший преподаватель кафедры «Общеобразовательные дисциплины» Института непрерывного образования Волгоградского государственного аграрного университета. Видеоролик «Есенин: взгляд из будущего».Хорошая работа, отличающаяся от других своей необычностью, отсутствием чужих слов и мыслей, предлагающая самостоятельный анализ стихотворений. И главное, в работе есть те, для кого это вообще задумывалось, – дети, в данном случае студенты. Они сами сделали видеоролик, озвучили его, подобрали очень хорошие иллюстрации. Ребята читают любимые есенинские стихи, поют песни на стихи поэта. Искусственно, только для конкурса, такое не придумаешь, ведь детей, даже уже совсем взрослых, сознательных студентов, насильно что-нибудь делать не посадишь. Видно, что у детей есть опыт подобной работы. Достоверная разработка, ее хорошо использовать на уроке творчески работающим учителям, так как сценарий можно расширять по своему усмотрению, ведь главное здесь – идея.Светлана Сергеевна Шилина, учитель русского языка и литературы средней школы №11 города Сарова Нижегородской области. Интерактивная игра-викторина для учеников 5-7-х классов «Я последний поэт деревни…».Очень хорошая игра, соответствует заявленным целям и задачам, будет полезна всем, кто учит и учится, кто любит творчество Сергея Есенина или только знакомится с его стихами. Марина Николаевна Петраш, учитель русского языка и литературы Ильинской средней школы Доволенского района Новосибирской области. Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного творчеству С.А.Есенина, «Певец страны березового ситца» для учащихся 7-8-х классов.Хорошая, грамотная, вычитанная работа, в которой чувствуется уважительное отношение учителя русского языка к своему делу. Лаконичность, логичность, учет возрастных особенностей аудитории – все есть в этой работе. Привлекает самостоятельность. Надо сказать, что это одна из немногих работа, в которой не повторяются использованные многими цитаты.Хорошо подобрано музыкальное сопровождение. Хорошая презентация, короткая, не утомительная для детей.      Елена Геннадьевна Стрижова, учитель русского языка и литературы средней школы №16 города Рязани.  Сценарий литературной гостиной для учащихся 9-11-х классов, посвященный музам С.А.Есенина, на тему «Гори, звезда моя, не падай».  Прием соотнесения живописи и поэтического слова очень хороший, знание о нем будет полезно для учителей, а для тех, кто только начинает работу, особенно.Еще один хороший прием – приглашение специалистов – литературоведа, искусствоведа. Литературная гостиная рассчитана на взрослых детей, отвечает целям, поставленным автором. Работа отличается от многих других тщательно подобранным материалом, в ней чувствуется отношение автора к тому, о чем она говорит, а главное – о ком. Еще раз вернусь к тому, что не всем авторам удалось показать особенности личности необыкновенного человека и поэта Сергея Александровича Есенина, не всем удалось убедительно рассказать о его творчестве, наполненном пронзительной любовью к жизни, окрашенном золотыми, синими, красными, зелеными, малиновыми, желтыми красками, подобно яркой и такой кратковременной, вызывающей радость и какое-то щемящее чувство скоротечности жизни радуге. Такой же яркой, какой была жизнь и любовь талантливого поэта. Франческо Петрарка завещал написать на его могильной плите такие слова: «Здесь его нет, ищите его среди живых». Вот и Есенин, яркий, неординарный, всегда среди нас. Это подтверждает еще один талантливый поэт России, Евгений Евтушенко. Вот что он говорит об указателе на Ваганьковском кладбище в Москве, на котором написано «К Есенину»:…Приходит народ в чуть горчащем дымуНе к могиле Есенина – просто к нему.Указатель «К Есенину» – стрелка туда,           Где живет доброта, где живет чистота.Указатель «К Есенину» – стрелка туда,           Где Россия вчера, и теперь, и всегда.Этот конкурс помог прийти к Есенину всем, кто участвовал в нем, даже если что-то получилось не так, как хотелось. Все равно все его участники оказались очень близко к поэту, смогли сказать свои слова признания и любви, которой никогда не бывает много, вот только часто слова эти, добрые и значимые, приходят поздно…​Елена ДАВЫДОВА, учитель географии средней школы №18 города Сочи Краснодарского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте