Указ Президента РФ В.В.Путина от 29 октября 2015 г. №536 «О создании обшественно-государственной организации «Российское движение школьников», информационные программы TV заставили размышлять над вечными вопросами: кто виноват в том, что воспитанность молодежи не устраивает общество? что делать, чтобы изменить эту ситуацию к лучшему? Но главное – как это делать? И готова ли современная школа к поддержке «Российского движения школьников»?
История развития детского общественного движения в условиях системы образования имеет давние традиции, связанные с взаимодействием школы и детской общественной организации.Детские общественные объединения и органы ученического самоуправления имеют как общие, так и специфические цели и задачи. Эти формирования – две разные формы проявления детской активности и социальных потребностей в принадлежности и признании, успехе и самореализации. Вместе они способствуют укреплению гражданской позиции, воспитанию демократической культуры, развитию социальной активности и опыта организаторской деятельности. Каждое из них имеет специфические особенности, проявляющиеся в целях и принципах создания, содержании и организации деятельности, составе и руководстве со стороны взрослых.В последние годы в нашей школе и других столичных общеобразовательных учреждениях наиболее распространенной формой для проявления и развития детской активности являлись ученические советы, которые объединялись в Детское движение ученической общественности столицы, одним из учредителей которого стал Департамент образования города Москвы.Школьники поддерживают идею РДШ, которое расширяет их «пространство детства – пространство полноценной жизни, поиска ее смысла, пространство, которое не делает жизнь человека более равновесной, скорее, наоборот, делает ее более напряженной».На родителей тоже можно и нужно опираться в деле организации РДШ. По результатам опроса, проведенного в школе, более 70 процентов родителей хотели бы, чтобы их дети приобщились к социально значимой деятельности в ДОО. Поддержку мы нашли и у управляющего совета школы.Думается, что взаимодействие ДОО с представителями родительской общественности, структур социальной сферы, общественных организаций взрослых должно развиваться на основе технологий договора о сотрудничестве, социальных заданий, совместных проектов. Расширится сфера семейного досуга; возможно, данная проектная линия положит основу для создания общественного движения населения, родителей и педагогов «Партнерство во имя детства».Прочной опорой РДШ становятся педагоги. Причем не только молодые учителя, но и те, кто с благодарностью вспоминает свое пребывание в детской и молодежной организациях. По результатам проведенного в школе анкетирования более 80% педагогов хотели бы, чтобы в школе были созданы первички РДШ.Начиная работу по созданию РДШ на базе школы №1383, педагогический совет принял решения о первостепенных мерах: о проведении изучения мнений детей, родителей, педагогов; о проведении курсов в системе повышения квалификации работников образования по проблемам воспитания школьников; о создании инновационной площадки по теме «Разработка и апробация методики и технологий психолого-педагогического сопровождения обучающихся в Российском движении школьников».Сейчас в школе инициативной группой педагогов уже созданы программные документы, учитывающие возрастные этапы и ступени личностного роста: программа воспитания «Школа успешного выбора» (Е.Д.Рагимова) и программа движения инициативной молодежи «Моя социальная инициатива».Что нового внесет деятельность ДОО в жизнь школы?Школьники уже понимают, что от них, как участников РДШ, ждут гражданской инициативы и практически полезных дел. Технологией социального проектирования и проектной компетенцией сегодня владеют в основном все педагоги и многие обучающиеся. Инициируются ребятами социальные проекты экологического и военно-патриотического содержания, проекты в сфере заботы о дошкольниках и волонтерской деятельности.В нашей школе инициируется создание ресурсного центра ребячьих инициатив, где будут создаваться и накапливаться различные ресурсы для обеспечения детских планов, предложений, проектов: кадровые, научно-методические, организационные, мотивационные… Руководители школы и структурных подразделений думают над проектами «Детский бюджет» по примеру федерального уровня управления РДШ. Адаптирована к использованию в детской среде технология «Школьная переговорная площадка», когда ребята о реализации своих идей договариваются не только с учителями и директором, но и с представителями родительской общественности, органов муниципальной власти и ведомств. А заботой педагогов становится овладение технологией ресурсообразования, направленной на создание реальных активов для непрерывного развития движения школьников. Инициировано педагогическое моделирование детского движения на базе школы: педагоги думают над структурой движения профильных объединений школьников.Все, о чем мы задумались, – это не просто мечты о лучшей жизни, это реальные шаги по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.Хадия РЕШЕТОВА, директор школы с углубленным изучением английского языка №1383;Людмила КЛОЧКОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО АПК И ППРО
Комментарии