Открытая лекция о традициях семейного чтения прошла в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Максима Горького. Слушатели узнали об истории традиции и возможности ее продолжения в современном мире.
В ходе лекции «Семейное чтение: традиции и современность» Елена Богданова, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Института воспитания рассказала о зарождении и причинах расцвета семейного чтения в XIX веке, как его организовывали и чему посвящали. Спикер также объяснила, по какой причине в современных семьях читают меньше, как можно сделать семейные вечера привлекательными для детей и взрослых в эпоху цифры. Елена Богданова посоветовала книги для чтения с детьми и последующего обсуждения. Об этом сообщает сайт Института воспитания РАО.
В начале лекции Елена Святославовна отметила, что семейное чтение – процесс совместной читательской деятельности, который вызывает в участниках чувство единения, сплачивает семью. Семейное чтение становится традицией тогда, когда читают книги регулярно и длительно, а не время от времени. В нем могут участвовать представители разных поколений.
Устраивать чтения можно в формате игры, ритуала, сопровождать его рисованием, песнями, а также обсуждением персонажей и их поступков. Следует постараться создать уютную атмосферу с помощью освещения, угощений, игрушек.
Эксперт отметила, что в настоящее время растет разрыв между двумя поколениями. Одно из них черпает информацию из книг, а другое – из интернета. К тому же, сужается семейный круг: бабушки и дедушки зачастую больше не принимают активного участия в воспитании.
Осенью текущего года сотрудники Института воспитания провели исследование явления семейного чтения. В нем участвовали 730 респондентов. Выяснилось, что большинство (46%) располагают семейной библиотекой, в ней много печатной литературы для детей и взрослых. Разнообразной подборкой книг обладают 37%, у 10% дома есть лишь детская литература. Читать в электронном формате предпочитают 2% опрошенных, а совсем нет книг дома у 4%.
О наличии прямого доступа к книгам сказали 69% детей, 31% просит книгу у родителей, если хочет почитать. Однако, как отметила Елена Богданова, собственная библиотека должна быть у каждого ребенка, чтобы он в любой момент мог взять в руки книгу. Детские книги не должны быть дорогими, чтобы их не жалко было раскрасить или повредить в игре.
Большинство пап и мам читают детям на ночь (57%) или тогда, когда дети сами об этом попросят (50%). Вообще не читают детям 6% респондентов. Как правило, с инициативой почитать выступает мама (64%) или ребенок (41%). Отцы инициируют это занятие лишь в 16% случаев.
Сегодня традиция семейного чтения, как показал опрос, заменена чтением для ребенка. В каждой пятой семье читают регулярно, но каждый свою книгу. Традицию читать вслух поддерживают лишь 15% участников исследования. Эксперт объясняет это снижением читательской культуры, малодетностью, разводами и погруженностью в интернет-пространство.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказывало о научно-популярной и художественной литературе, которая может заинтересовать детей разного возраста. Она же может подойти и для семейного чтения.
Комментарии