О том, какие задачи стоят перед педагогами в воспитании и образовании школьников в условиях быстро меняющегося мира, рассказал доктор физико-математических наук, академик РАО, академик РАН Алексей Семенов.
Алексей Львович напомнил о роли педагога в воспитании современных школьников. Спикер отметил, что занимается проблемами образования довольно давно, у него самого – 9 детей и 8 внуков. Алексей Семенов является автором учебников для школьников по математике и информатике, 20 лет занимался повышением квалификации московских учителей.
Он подчеркнул, что сегодня мы живем в быстро меняющемся мире. Никогда еще изменения не были такими быстрыми. Их большая часть связана с цифровыми технологиями.
Значительная доля интеллектуальной деятельности человека отдается компьютеру, мобильному телефону, пылесосу, стиральной машине и другим гаджетам. Это все так или иначе – искусственный интеллект (мобильник подсказывает правильное слово, калькулятор – правильный результат расчетов). С точки зрения образования важно дать возможность детям в школе использовать те же средства и инструменты, которые мы используем в повседневной жизни. Мы не решаем каждый день алгебраические уравнения. Но важные задачи решают инженеры, физики, математики – все для этого используют компьютер. Поэтому решения уравнений с помощью компьютера – это сегодняшняя реальность.
Возникает вопрос: с чем связано то, что мы даем ребенку в школе? Почему в школе мы учим писать ручкой, а сами печатаем на клавиатуре? Почему обучаем детей таблице умножения, а сами считаем на калькуляторе?
Этот вопрос связан с тем, зачем и почему ребенок учится – с мотивацией, интересом к учению. Она имеется уже у новорожденного ребенка. Малыш старается что-то узнать об окружающем мире, понять, как сделать какое-то действие, что именно говорит его мама или как съесть ложку каши. Это все требует нагрузки обучения. Ребенок с удовольствием учится. Считается, что за первые полгода он узнает примерно столько же, сколько за всю оставшуюся жизнь.
Учиться детям действительно интересно. Однако школа часто этот интерес у многих убивает. Особенно – к математике, учителя нередко на это жалуются. Интерес ребят к математике падает, при этом роль данной науки в окружающей жизни растет.
Один из способов поддержать этот интерес – предлагать школьникам новые и посильной трудности задачи. Эта цель важна и вообще в окружающем мире, который быстро меняется. Не математику, не ученому, а обычному человеку постоянно приходится решать новые задачи. Местом, где этому можно научиться, выступает школа. В частности, для это важны ФГОС по математике. Они важны так же, как и приобретение в школе повседневных цифровых навыков, в том числе касающихся цифровой безопасности.
Казалось бы, школа должна следовать за изменениями в окружающем мире или опережать их (на опережение надежды пока немного, как отметил спикер). В этом смысле, по его мнению, нужно закладывать изменения в механизмах ЕГЭ. Возможно, роль ЕГЭ будет уменьшаться, а роль текущего обучения в школе, которое цифровым образом будет фиксироваться, – увеличиваться.
Эти идеи заложены в учебниках, которыми занимается Алексей Львович. Он, в частности, является автором первого учебника по информатике и основам вычислительной техники, созданного в России. Алексей Семенов был членом и организатором авторского коллектива под руководством академика Андрея Петровича Ершова. В настоящее время он создает учебник в издательстве «Просвещение» при участии Российской академии образования – это, по словам ученого, «пособие по будущему миру», существенная часть которого представлена в цифровом виде. А другая часть – в традиционной бумажной форме. Данный курс вводит «метапредмет» – введение ребенка с первого класса в будущий цифровой мир. Когда первоклашки только приходят в школу, у них на партах должен быть планшет. Дети рассказывают что-то о себе, фотографируются, возможно, набирают на клавиатуре свое имя, получают именные бейджики. Каждый узнает имя своего соседа по парте. На стене в классе размещается список с фотографиями ребят. Так дети быстро знакомятся друг с другом – буквально за 1-2 дня благодаря цифровым технологиям.
Ученый отметил также, что в настоящее время мир наводнен большим потоком псевдоинформации – того, что не является правдой, но похоже на нее либо противоречит ей, но при этом внедряется в сознание людей. Поэтому важно иметь такой источник информации для разного возраста, который аналогичен традиционной энциклопедии. Сегодня таким важным проектом выступает Большая российская энциклопедия, в нем значимую роль играют ученые МГУ имени М.В. Ломоносова. Благодаря энциклопедии каждый желающий в своем мобильнике сможет получить проверенные сведения по разным вопросам.
Полностью выступление Алексея Семенова можно увидеть на странице РАО в социальной сети. Ранее Сетевое издание «Учительская газета» информировало о том, как реализовать требования ФГОС по воспитанию школьников. Своим мнением по этому вопросу делился член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности ФБГНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Павел Степанов.
Комментарии