5 мая в Московском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах прошел финал I Всероссийского конкурса-фестиваля воспитанников организаций дополнительного образования детей «Арктур» (Артистизм. Культура. Творчество. Увлечение. Реализация). В нем приняло участие около 500 юных талантов из 33 регионов России.
Конкурс-фестиваль «Арктур» стал одним из самых ярких и захватывающих в плеяде мероприятий, проводимых Общероссийским Профсоюзом образования. Ребята из 148 организаций дополнительного образования съехались в Московский Дворец пионеров, чтобы сразиться в восьми номинациях, каждая из которых представляет целое направление в системе дополнительного образования детей. И пусть не каждый участник оказался победителем, возможность выступить на столичной сцене, продемонстрировать свои таланты, изобретения и творческие находки не только перед сверстниками, но и перед профессиональным жюри уже большая честь и ответственность.Учредителями фестиваля «Арктур» наряду с профсоюзом выступили Федеральный детский эколого-биологический центр и Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения. У председателя жюри, заместителя заведующего отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования, заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук Евгения Романенкова большой опыт проведения публичных мероприятий, в том числе и конкурсов. Интересуюсь: похож ли «Арктур» на другие? В чем его уникальность?- Как правило, конкурсы в системе дополнительного образования проводятся по определенному направлению: художественное мастерство, туризм и так далее. А на нашем фестивале представлена почти вся многообразная палитра дополнительного образования детей. Уникальна и награда – поездка в «Артек». Ведь наши дети много лет были разделены с «Артеком» – мечтой советских пионеров и школьников.У организаторов получился не просто конкурс-фестиваль, а конкурс – мастер-класс. Ребята из разных регионов и себя показали, и увидели мастерство других участников. То же касается педагогов, приехавших на фестиваль. Все желающие могли ознакомиться не только с работой соперников по номинации, но и заглянуть в аудитории, залы, где представляли свое творчество участники других направлений.- Фестиваль очень необычен по формату, – отметила куратор жюри номинации «Музыкально-исполнительское искусство», заместитель директора Федерального детского эколого-биологического центра, кандидат педагогических наук, хормейстер Ирина Калиш.- Получилось хорошее, доброе соперничество, показ того, что на сегодняшний день представляет собой дополнительное образование. Наверное, это самое ценное, что отличает этот фестиваль-конкурс от многих других. Огромное спасибо профсоюзу за такую возможность!В нашей номинации были представлены разнообразные жанры: академический и народный вокал, эстрадная песня. География участников тоже очень широка. Хочу отметить хорошо подобранные сценические образы и костюмы, грамотный подбор репертуара. Среди инструменталистов особенно выделялся ансамбль народных инструментов «Веселые струнки» из Оренбургской области, а среди вокалистов сильнейшей стала Александра Молоковская из Архангельска.От себя замечу: юные исполнители замахнулись и на творчество Виктора Цоя, а одно трио даже облачилось в футболки с портретом рок-кумира 80‑х.В фойе Театрального зала Дворца пионеров по соседству расположились работы юных изобретателей и конструкторов и произведения участников номинации «Художественное творчество».Жюри отметило богатую палитру жанров и техник, в которых творят юные художники. Было интересно побродить среди разнообразных картин и рисунков – от натюрмортов до космических пейзажей; гигантских головных уборов из поролона, издали напоминающих огромные пирожные, макетов средневековых городов и сказочных игрушек, и познакомиться с создателями этих шедевров.Оценивая детские работы, члены жюри руководствовались определенными критериями: творческая индивидуальность и мастерство автора, знание основ композиции, оригинальность… Одним из главных критериев стала не столько техника исполнения, сколько присутствие в работе неповторимой детской непосредственности, простоты. Ведь именно это отличает творение ребенка от того, что сделано руками взрослого. И, конечно, учитывалась самостоятельность выполнения работы. Ведь победителям предстоит транслировать свой опыт и давать мастер-класс по своей технологии для участников смены в «Артеке».Куратор жюри в номинации «Художественное творчество» заведующая отделом по связям с общественностью аппарата профсоюза, член Союза дизайнеров России Елена Елшина призналась:- Каждая представленная работа уникальна, и если отойти от критериев оценки, то каждому участнику конкурса можно дать призовое место. Огромное спасибо детям и, конечно, их наставникам, которые болели за своих ребят и переживали, наверное, даже больше, чем сами участники.Очень жаль, что положением о конкурсе не были предусмотрены дополнительные номинации, поскольку детская фантазия не знает границ и рамок. Были замечательные работы, которые не соответствовали установленным критериям, но очень хотелось бы их выделить. Например, творчество ребят из города Шуя Ивановской области и подмосковного Сергиева Посада, уникальную «Живую картину» Алены Вахрушевой из Москвы или сложную в изготовлении модель Семена Термишева из Республики Алтай и много других детских творческих открытий. Хочется верить, что на следующем фестивале будут вводиться дополнительные номинации и призовые места. А на этом конкурсе победителями признаны Артем Пустовалов из Воронежа и Вера Виноградова из Вичугского района Ивановской области.Кстати, работа Семена Термишева под названием «Аил предков», оказавшаяся на стыке направлений, в итоге получила третье место в номинации «Детско-юношеское техническое и научно-техническое творчество». В объемный деревянный макет аила – традиционного жилища на Алтае – можно заглянуть не только через миниатюрную дверь, но и через крышу: в ней, как и полагается, предусмотрено специальное отверстие, которое служит дымоходом. В доме даже светился крохотный очаг.Среди победителей научно-технической номинации вполне заслуженно оказались пятеро юных челябинцев из коллектива начального технического моделирования и конструирования «Сам себе мастер» Дворца пионеров и школьников на Алом поле. Они разработали миниатюрных роботов-уборщиков. Как отметило жюри, в такой увлеченности чувствуется заслуга педагога Натальи Викторовны Кельм, которая «зарядила» ребят на изобретательство. Ведь в этом возрасте, а мальчишкам по 8 лет, у детей нет большой концентрации усилий, внимания, они могут часто менять вид деятельности. А эти ребята во время презентации работы дополняли и поправляли друг друга, и было очевидно, что все сделали сами и своим делом живут.Среди первых и ребята из города Острогожска Воронежской области Денис Дорошев и Александр Нестругин. Они смоделировали робота-исследователя «Видеоконт», используя сотовый телефон с видеокамерой, фонарик и дистанционно управляемую передвижную платформу. Робот предназначен для видеонаблюдения в помещении, причем хорошо справляется со своей задачей даже ночью.Конкурс стал подтверждением того, что даже в небольших городах и селах можно заниматься с детьми научно-техническим творчеством. И в принципе средств на это требуется немного, но нужны грамотные специалисты и образовательные программы. Лучший опыт необходимо распространять и делать доступным для многих.В эколого-биологической номинации, которая получила название «Сохраним природу вместе», все проекты были направлены на сбережение природных ресурсов. Несколько работ посвящено животрепещущей теме экономии бумаги и ее повторному использованию.Сразу в трех номинациях: эколого-биологической, туристско-краеведческой и научно-технической – конкурсное жюри возглавил советник директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Анатолий Маслов.- Очень актуально и полезно, когда дети занимаются не сугубо исследовательской деятельностью, а прикладным делом, – комментирует Анатолий Григорьевич. – По тому, как выступали юные докладчики с эколого-биологическими проектами, видно, что они увлечены своей работой.В туристско-краеведческой номинации «Под открытым небом» Анатолий Маслов особенно отметил выступление Илины Никитиной из Башкортостана. Девушка с неподдельным воодушевлением рассказывала о родном селе Шаран, его истории, архитектуре, знаменитых людях, традициях. В результате Илина заняла первое место в своей номинации и тоже отправится в «Артек».Интересными были и отчеты о походах.- Сегодня дети больше занимаются спортивным туризмом, который часто сводится к выхолощенной технике преодоления препятствий, – говорит Анатолий Григорьевич. – Нередко такие соревнования проходят даже в спортзалах. То есть никакой романтики, а главное – никакого воспитательного эффекта, который достигается в походах, когда ребята учатся преодолевать трудности. В походах они ставят палатки, готовят пищу, мальчишки помогают девчонкам нести тяжести. Так формируется характер, навык взаимовыручки. Очень приятно, что есть у нас руководители, которые регулярно водят детей в походы, обучают азам туризма своих подопечных.Из фойе Театрального зала можно было на цыпочках, чтобы никому не помешать, пройти в сам зал, где выступали юные артисты и чтецы.В номинации «Театральное искусство» участвовали семь студий, представивших 15‑минутные отрывки из постановок.- Мне очень понравилось, как участники слушали друг друга, – поделился куратор номинационного жюри, член Союза театральных деятелей России, преподаватель кафедры режиссуры Московского государственного института культуры, художественный руководитель Театрально-творческой лаборатории ГБПОУ «Воробьевы горы» Сергей Розов. – Я часто замечаю, что дети любят играть на сцене сами, но являются очень тяжелыми зрителями, невнимательными, неусидчивыми. Как говорится, любят себя в искусстве, а не искусство в себе. Все коллективы, принимавшие участие в фестивале, воспитаны в уважении к чужому труду и творчеству. То, как ребята смотрели на работы других, как эмоционально откликались, дорогого стоит. Это умение любить искусство в себе и отзываться на искусство рядом с тобой важно ничуть не меньше исполнительского мастерства.Главное, я ни у кого не увидел элемента пошлости, в худшем смысле масс-культуры, того, чем нередко грешит современный театр. Этот серьезный подход очень обрадовал.Первое место поделили музыкальный театр-студия «Галерка» из Москвы и Образцовый театр-студия «Зеркало» из Екатеринбурга. В основном коллективы отдали предпочтение сказочной классике – здесь были и «Снежная королева», и «Дюймовочка», и «Золушка».У московского коллектива «Галерка», представившего фрагмент спектакля «Дюймовочка», жюри отметило хороший вокал и удачное построение рассказа, когда дети не только и не столько психологически перевоплощаются, а скорее играют в кого-то, реализуя принцип игрового театра. В пьесе все повествование вели феи и эльфы, которые по ходу действия становились то злыми лягушками, то птицами, образуя целый хор рассказчиков, которые примеряют на себя разные роли.Были постановки о Великой Отечественной. По словам Сергея Викторовича, тема войны из уст подростков прозвучала в соответствии с их сегодняшними размышлениями, эмоциями, без формализма. Чувствовалась гражданская, человеческая, генетическая боль за потери и гордость за победу.Из 27 участников конкурса «Художественное слово», прошедшего в рамках театральной номинации, на первом месте оказался Даниил Бодусев из Брянска, выбравший отрывок из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского. В конкурсах чтецов, как показывает практика, чаще выигрывают ребята, которые выступают с произведениями, находящими у них эмоциональный отклик, например, на школьную тему. В целом конкурс в театральной номинации еще раз подтвердил: как правило, удача ждет коллективы, где есть возрастное соответствие исполняемым ролям.В Большом концертном зале дворца вслед за одной из самых зрелищных номинаций «Танцевальное искусство», где были широко представлены народные, эстрадные, современные и классические танцы, прошел конкурс видеороликов и анимации. Первое место завоевала 11‑летняя Елизавета Стародубцева из московской студии «ХО-РО-ШО!» с мультфильмом «Гусеничка». Короткая анимационная история о сбывшейся мечте (гусеница, как и положено, превращается в бабочку) получилась очень трогательной, теплой и немного ностальгической. Свою роль здесь сыграло то, что для создания мультфильма автор предпочла такие материалы, как цветная бумага, шерсть, пластилин, а не ставшую привычной компьютерную графику.Второе место заслужила Валерия Москвина из Центра внешкольной работы «Алиса» города Бор Нижегородской области, который выпускает телевизионную программу «Телевичок». На фестиваль Валерия привезла сюжет о валенках, повествующий об истории и современных «похождениях» этой удивительной обуви, которая упоминается еще в «Слове о полку Игореве» и не только согревает, но и спасает от многих болезней.Итак, первый конкурс-фестиваль «Арктур» завершен. Ребята, занявшие 1, 2‑е и 3‑е места, в сентябре отправятся на тематическую смену «Артек: строим школу будущего», инициатором проведения которой выступил Общероссийский Профсоюз образования. В «Артеке» они смогут поделиться своими творческими находками и, может быть, научить друг друга тому, что умеют сами. Таких счастливчиков по итогам конкурса оказалось около 200 человек.
Комментарии