Традиционно одним из значимых аспектов государственной политики России в сфере образования является реализация права на образование инвалидов и детей-инвалидов. В качестве основной задачи в этой области рассматривается создание условий, обеспечивающих равный доступ к качественному образованию для всех инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития.
Одну из категорий детей-инвалидов, требующих особого внимания в свете реализации их права на образование, составляют дети, которые по состоянию здоровья не имеют возможности посещать школу и нуждаются в обучении на дому.
Практика свидетельствует о том, что большим потенциалом в организации образования таких детей обладают современные информационно-коммуникационные технологии.
В течение нескольких лет в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в рамках пилотных проектов в ряде субъектов Российской Федерации была отработана и апробирована модель дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому.
Начиная с 2009 года мероприятия, направленные на развитие дистанционного образования детей этой категории, включены в приоритетный национальный проект «Образование». Реализация этих мероприятий предусматривает:
организацию в каждом субъекте Российской Федерации центра дистанционного образования детей-инвалидов, который обеспечивает и координирует всю деятельность, связанную с дистанционным обучением детей на дому в регионе;
подготовку педагогов для этой работы;
создание на дому по месту проживания детей-инвалидов специализированных рабочих мест для организации их обучения.
Приказом Минобрнауки России от 21 сентября 2009 года №341 по согласованию с Минкомсвязи России утверждены требования к специальному оборудованию и программному обеспечению для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к его подключению и обеспечению технического обслуживания.
Министерством образования и науки Российской Федерации осуществляются системная информационно-методическая поддержка и обучение специалистов, организующих дистанционное обучений детей-инвалидов. В регионы направлены рекомендации по организации этой деятельности, проводятся курсы повышения квалификации. Для всех субъектов Российской Федерации в сети «Интернет» открыт доступ к учебно-методическим материалам для обучения детей-инвалидов.
На местах организована работа по реализации мероприятия с учетом принятых обязательств. По состоянию на 1 января 2010 года на дому в дистанционной форме обучались 3,9 тыс. детей-инвалидов.
Объем финансирования мероприятия из федерального бюджета составит за четыре года 8,5 млрд рублей, в том числе: в 2009 году – 1 млрд рублей; в 2010-2012 годах – по 2,5 млрд рублей ежегодно. За счет этих средств в основном покрываются расходы на приобретение и установку оборудования и подключение к сети «Интернет», а также обучение педагогов и родителей детей-инвалидов. За счет региональных бюджетов помимо этого оплачиваются расходы на организацию деятельности центров дистанционного образования, оплату труда учителей, оплату услуг доступа к сети «Интернет», техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и учителей.
Главным результатом мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» станет создание во всех регионах системы дистанционного образования детей-инвалидов, обеспечивающей максимальный охват детей этой категории, которым рекомендовано обучение на дому в дистанционной форме (всего, по данным регионов, таких детей примерно 30 тысяч). Эта система позволит обеспечить детям-инвалидам равный доступ к качественным образовательным услугам, даст им возможность получить общее, а в дальнейшем и профессиональное образование, что, в свою очередь, будет способствовать их успешной интеграции в общество.
Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России
Комментарии