search
main
0

О развитии спектра дополнительных услуг в государственных образовательных учреждениях Москвы

Основная цель деятельности государственных образовательных учреждений – это оказание государственных услуг. Однако реальные потребности жителей оказываются гораздо разнообразнее. Стандартные программы, какими бы качественными они ни были, не могут учесть в полной мере индивидуальных потребностей людей.

 

Дополнительные услуги сверх стандарта не финансируются из бюджета, их предоставление возможно на платной основе. Поступления, полученные от оказания платных услуг, могут рассматриваться как дополнительный источник повышения заработной платы сотрудников и развития материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Поэтому эффективность управления работой образовательного учреждения определяется не только тем, насколько рационально и экономно расходуются бюджетные средства, полученные на исполнение государственного задания, но и тем, насколько учреждение способно дополнительно привлекать внебюджетные источники.

В этой связи для административных команд учреждений особенно актуальной становится задача развития приносящей доход деятельности.

Традиционно отрасль демонстрировала достаточно высокие показатели привлечения внебюджетных средств. Так, например, анализ динамики объемов внебюджета до 2020 года (допандемийный период) показывает устойчивый рост поступлений от приносящей доход деятельности (см. рис. 1).

Рис. 1

Однако в 2020 году фиксируется существенное снижение данных показателей, что обусловлено ковидными ограничениями. С 2021 года отрасль начинает постепенное восстановление. Общий объем средств, привлеченных по итогам 2022 года, составил 29,6 млрд руб.

Данный показатель сопоставим с общими объемами внебюджетных средств 2019 года в абсолютных значениях, однако если сравнить отношение внебюджетных поступлений к объему бюджетного финансирования (госзадание и целевые субсидии), то становится очевидным, что допандемийный уровень приносящей доход деятельности (далее – уровень доходности) пока не достигнут. То есть если в 2019 году уровень доходности в целом по системе составлял 9,2%, то по итогам 2022 года он достиг лишь 8,8%

В этой связи перед управленческими командами учреждений стоит задача развития приносящей доход деятельности и, как следствие, повышения уровня доходности в объеме не ниже 2019 года.

Рис. 2

Аналитическим отделом ГКУ ЦФО ДОНМ проведен анализ поступлений от приносящей доход деятельности в разрезе каждого образовательного учреждения. В рамках данного анализа рассматривались два показателя – уровень доходности 2022 года как отношение внебюджетных поступлений к объему бюджетного финансирования и степень восстановления этого уровня до значений допандемийного, 2019 года (см. рис. 2).

С учетом соотношения этих показателей каждое учреждение попадает в одну из ячеек матрицы. Наилучший вариант этого соотношения – высокий уровень доходности по итогам 2022 года и достижение значений данного показателя за 2019 год. Количество учреждений, которые смогли обеспечить высокий уровень развития приносящей доход деятельности, 51 учреждение.

Отметим лидеров в разрезе типов организаций.

Безусловный лидер по данному направлению вуз – МГПУ. Среди образовательных организаций добились наилучших результатов школы №1306 – «Школа молодых политиков», №1589, «Интеллектуал», №1518, №548. Среди учреждений среднего профессионального образования – ПК №18, ПК №10, ФК №35. Среди учреждений дополнительного образования – ДТДиМ «Преображенский», ДТДМ «Неоткрытые острова», ДТДМ на Миусах.

Развитие приносящей доход деятельности в образовательных учреждениях не должно рассматриваться как самоцель. Это косвенный показатель, отражающий степень развития спектра дополнительных услуг и их востребованности для детей и взрослых.

Дополнительные услуги (образовательные, спортивно-оздоровительные, культурно-досуговые и другие) призваны максимально удовлетворить потребности жителей города за пределами государственного стандарта.

Поэтому современный вызов состоит именно в поиске новых, нестандартных и востребованных направлений предоставления услуг.

Людмила ГАДЖИЕВА, первый заместитель начальника Центра финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы, кандидат педагогических наук;

Андрей КАШПИРЕВ, начальник аналитического отдела управления финансового обеспечения Центра финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте