search
main
0

О развитии образовательной инфраструктуры

Создание образовательной инфраструктуры является неотъемлемой задачей реализации государственной социальной политики. В рамках национального проекта «Образование» по поручению Президента Российской Федерации Владимира Путина с 2019 года последовательно реализуется программа строительства новых школ в регионах России. Основная задача программы – создание новой инфраструктуры в тех городах и населенных пунктах, где выявляется максимальная потребность, связанная как с демографическим фактором, так и с чисто инфраструктурным. В 2019 году, когда была­ запущена программа, Счетная палата проанализировала ситуацию со школами в России и указала на их существенное сокращение в 2000-е годы. С 2001 по 2019 год количество сельских школ сократилось с 46000 до 24000, городских – с 23000 до 18000. Тогда в России насчитывалось 16 млн школьников (сейчас 17,5 млн). Из-за нехватки мест 13% из них занимались в третью смену. С 2019 по 2021 год программа реализовывалась исключительно за счет бюджетных источников, как средств муниципальных и региональных бюджетов, так и за счет софинансирования из федерального бюджета.

 

С 2021 года к программе по поручению президента подключилась государственная корпорация развития ВЭБ.РФ в целях привлечения к финансированию строительства школ средств банков и частных инвесторов. Президентом была поставлена задача кратно увеличить количество вводимых объектов в целях обеспечения ввода новых школ к пиковому 2025 году. По данным Минпросвещения России, только к 2024 году количество школьников должно увеличиться до 18,8 млн человек.

Собирая все ресурсы для решения прорывной задачи

Объективно до запуска программы модель государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в сфере образования не была широко востребована: всего лишь два субъекта Российской Федерации использовали модель ГЧП как инструмент привлечения внебюджетных источников, и иных форм не существовало вовсе. Сегодня по всей стране реализуется более 130 ГЧП-проектов создания школ, 70 из них – при участии ВЭБ.РФ.

Создание современной школы требует больших инвестиций. Так, при проектной мощности школы на 1000 человек площадь одного здания составляет не менее 16,5 тыс. кв. м, при этом школы малой комплектности, например корпуса начальных классов на 100 человек, могут занимать 5 тыс. кв. м. При создании школы помимо строительства современного здания требуются организация пищеблока, спортивных залов, мастерских и лабораторий, а также оснащение созданных пространств учебным оборудованием и мебелью. Помимо этого необходимы инвестиции в подключение здания к инженерным сетям (вода, газ, свет, связь), а также в масштабное благоустройство школьного двора, спортивной инфраструктуры, озеленение и ландшафтный дизайн.

При создании школы в Белгородской области на 1000 мест было поставлено не менее 20000 единиц оборудования

Строящиеся по всей стране объекты создаются по апробированным проектным решениям, но требуют корректировки с учетом особенностей земельных участков и застройки прилегающей территории. Следует учитывать, что инвестиции в объекты на Дальнем Востоке или в условиях вечной мерзлоты выше в связи с климатическими и сейсмическими особенностями, а также спецификой рынка строительных материалов.

По данным ФАУ «Роскапстрой», подведомственной организации Минстроя России, в среднем на создание 1 кв. м школы требуется не менее 108,92 тысячи рублей. За исключением Москвы создание объектов образования становится невозможным для девелоперов, реализующих инвестиционные проекты по строительству жилья, без привлечения субсидий из государственного бюджета. Поэтому в большинстве регионов России данная программа – возможность привлечь к строительству банки и ВЭБ.РФ – стала единственным способом создавать объекты в уже построенных микрорайонах, не обеспеченных школами.

Сегодня ПроШкола инвестирует в создание школ по всей России

Какие школы нужны будущим поколениям?

Каждый из нас видел фотографии или даже бывал в новых частных школах и понимает, что наш прошлый опыт создания образовательной среды сегодня серьезно трансформировался, что есть примеры современных уникальных школ, в которых ощущение легкости, открытости и яркости пространства очевидно. Основной вызов при реализации новой программы – массово привнести в региональные проекты создания школ тот потенциал качества инфраструктуры, которое пока достигнуто лишь в единичных уникальных объектах образования.

Каждому городу нужны безопасные, открытые и гибкие образовательные пространства с хорошим дизайном внутренней среды и продуманной технологией образовательного процесса. А основой качественной реализации каждого проекта является осмысленная образовательная концепция школы, которая отражается в особенностях организации пространств и оснащения всех классов. При этом при реализации программы в самые сжатые сроки требуется применение уже апробированных технологий проектирования и строительства школ, вместе с тем в ходе их актуализации под новые нормы и с учетом новых требований образовательных стандартов следует учитывать следующие подходы к управлению проектами:

  1. Функциональное проектирование оснащения школы до запуска строительства объектов
  2. Формирование дизайн-решений школы следует проводить с учетом подбора полного оснащения учебных классов, рекреаций и других функциональных зон
  3. При разработке дизайн-проектов требуется разработка зон не только учебного характера, но и отдыха, самостоятельной и групповой работы
  4. Формирование многофункциональных пространств или обеспечение полезных дополнительных функций рекреаций и коридоров. Ряд помещений школ могут не иметь одной жестко закрепленной функции
  5. По возможности развивайте требования к организации школьного двора как продолжения образовательного пространства

В нашей школе «Территория успеха» в Белгороде при благоустройстве заранее разбили грядки и поставили тепличный комплекс, чтобы ребята могли сами выращивать растения на уроках биологии. А для занятий по географии сделали школьную метеостанцию со специальными трубами, которые позволяют слушать пение птиц или, например, звук ветра. На территории школы есть даже солнечные часы и указатель расположения на небосводе Полярной звезды, румбическое и азимутальное кольца, мерзломер, чтобы определять глубину промерзания почвы.

У каждой школы своя миссия

Если описать процесс создания образовательной инфраструктуры без сложных слов и профессиональных терминов, я бы сказала, что в современной школе должна быть душа. А для этого ее нужно создавать с заботой, заранее думать о тех, для кого мы строим. Звучит, может, немного романтично, но на деле это чистый прагматизм. По сути, школа до дизайна, навигации и правильно подобранной мебели – это просто здание. Но у каждой школы должно быть свое лицо, каждой школе требуется богатое внутреннее содержание – миссия и концепция, отраженные в логотипе, навигации и оформлении ключевых зон. Очень важно обсуждать эти элементы на стадии проектирования и строительства при участии будущего директора школы, родительского сообщества, педагогического коллектива. Например, символом нашей обнинской школы «Время, вперед!» стало разноцветное изображение атома. Ведь Обнинск – город первых, именно там в 1954 году заработала первая в мире атомная электростанция.

Школу могут преобразить даже правильно расставленные цветовые акценты – двери, выкрашенные в яркий цвет, как в нашей школе в Обнинске, или разноцветные стулья, как на наших объектах в Бурятии, или встроенная мебель в рекреации, как в Белгороде.

Современное законодательство предоставляет широкие возможности для креатива при создании школьных пространств и дизайне интерьера, но все же основные принципы должны быть регламентированы, нужна определенная планка качества для всех застройщиков и девелоперов.

Вижу потенциал в разработке региональной версии стандарта «Московская школа», где прописаны правила формирования «открытого» образовательного пространства, создания крупных функционально-планировочных зон с классами-студиями и помещениями для конференций, требования к оснащению. По сути, мы руководствуемся этим стандартом при создании школ, но видим необходимость по итогам реализации первых сорока проектов сделать редакцию для всех регионов России

В любом случае основным критерием останется реакция детей на первую экскурсию по своей новой школе. «Не знал, как правильно выразить мысль: школа, как музей, школа, как в зарубежных фильмах!» – так родители описывают восторг одного из учеников нашей «Территории успеха». Дети называют наши школы Хогвартсом, но для того чтобы создать «волшебную» школу, магические инструменты не нужны, достаточно заранее все продумать до мелочей и строить так, как будто в каждой школе, а у нас их сейчас в портфеле около 70, будут учиться наши собственные дети!

 Алиса Денисова, исполнительный директор Бизнес-блока ВЭБ.РФ и генеральный директор ГК «Про Школа»

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте