search
main
0

О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/2003 учебном году

Министерство образования Российской Федерации

Письмо
от 28 октября 2002 г. N 13-51-125-13

О проведении письменного экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации в 2002/2003 учебном году

В 2001/2002 учебном году Министерством образования Российской Федерации в целях совершенствования организационной формы проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов был проведен письменный экзамен по литературе по открытому перечню тем сочинений, сгруппированных в 35 комплектов. Каждый комплект имел свой номер и включал 8 тем сочинений, подобранных в соответствии со структурой экзаменационного пакета. Общеобразовательные учреждения каждого из 89 субъектов Российской Федерации, имеющие оперативную связь, были информированы в день экзамена по региональному телевидению о номере комплекта тем сочинений по литературе.
Минобразование России направило в регионы письмо с просьбой предоставить подробную информацию по итогам проведения экзамена. Анализ писем, пришедших из органов управления образованием субъектов Российской Федерации, свидетельствует о том, что новая форма организации итогового контроля по литературе в целом себя оправдала. Она содействовала предотвращению утечки информации о содержании письменных экзаменационных работ, создавала благоприятные условия для подготовки к экзамену, способствовала снижению у выпускников психологической нагрузки, связанной с ситуацией экзамена.
С учетом предложений, поступивших из регионов по дальнейшему совершенствованию формы и содержания итоговой аттестации, Минобразование России устанавливает следующий порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений по литературе в 2002/2003 учебном году.
Новая форма организации итогового контроля по литературе распространяется на выпускников школ с русским (родным) языком обучения, на выпускников школ с русским (неродным) и с родным (нерусским) языком обучения, а также на выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ.
Экзаменационный материал для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х классов по литературе будет представлен в двух документах: “Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году” и “Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году”. Экзаменационные материалы соответствуют обязательным минимумам содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.98 N1236 и от 30.06.99 N56).
“Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году” включает 500 тем. В указанном перечне темы сочинений группируются в четыре раздела: темы по литературе первой половины XIX века, темы по литературе второй половины XIX века, темы по литературе XX века, а также дополнительные темы для школ с родным (нерусским) языком обучения.
“Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году” в третьей декаде марта 2003 года будет направлен электронной почтой в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, а также помещен в “Учительской газете”, в газетах “Первое сентября” и “Литература”, размещен на сайте Минобразования России в интернете (WWW. informika. ru). Не позднее второй декады апреля каждый регион обеспечивает общеобразовательные учреждения “Перечнем тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году” в количестве не менее одного экземпляра на образовательное учреждение.
“Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году” включают 70 комплектов. Каждый комплект будет состоять из пяти экзаменационных тем сочинений, сгруппированных в соответствии со следующей структурой экзаменационного пакета:
1. Анализ эпизода из художественного произведения русской литературы XIX- ХХ века (эпизоды указаны) или анализ стихотворения поэта XIX или XX века (автор и произведение указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного вопроса или высказывания о произведении.
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века (автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века (автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философской, нравственной, социальной проблематикой русской литературы (указан XIX или ХХ век; произведение художественной литературы выбирает учащийся).
При комплектовании тем учитывается специфика литературного образования в школах с родным (нерусским) языком обучения: в комплектах могут содержаться темы сочинений, имеющие специальную помету (*), которая указывает на право выпускника школы с родным (нерусским) языком обучения заменить эту тему на другую тему, включенную в комплект с пометой “для школ с родным (нерусским) языком обучения”.
Количество тем сочинений в “Комплектах тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году” будет примерно на 15% меньше числа тем, которые войдут в “Перечень тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году”.
“Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году” во второй декаде мая 2003 года будут помещены в “Учительской газете”, в газетах “Первое сентября” и “Литература”, размещены на сайте Минобразования России в Интернете (WWW. informika. ru). В день экзамена в прямом эфире с использованием лототрона (или аналогичного устройства) определяется номер комплекта и соответствующие ему темы сочинений демонстрируются на телеэкране не менее 5 минут и объявляются по радио.
Каждая школа Российской Федерации обеспечивается экзаменационными материалами (один комплект тем сочинений) в традиционном порядке на случай невозможности проведения экзамена в новой организационной форме по техническим причинам. Экзаменационные материалы будут взяты из “Комплектов тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году” и направлены в марте-апреле по линии спецсвязи в органы управления образованием субъектов Российской Федерации в установленном ранее порядке в соответствии с письмом “О порядке обеспечения общеобразовательных учреждений экзаменационными материалами”.
Традиционный порядок проведения итоговой аттестации сохраняется для следующих категорий учащихся: выпускников общеобразовательных школ, не имеющих радио и телевизионной связи; выпускников, сдающих экзамен в щадящем режиме, выпускников вечерних (сменных) школ, сдающих экзамен в сроки, не совпадающие со сроками дневных общеобразовательных школ. Темы сочинений для всех категорий учащихся комплектуются из опубликованного “Перечня тем сочинений для подготовки к письменному экзамену по литературе за курс средней (полной) школы в 2002/2003 учебном году”.
Приложение: “Образцы комплектов тем сочинений”.

Руководитель департамента
А. БАРАННИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образцы комплектов тем сочинений

Комплект N1

1. Стихотворение Ф.И. Тютчева “Певучесть есть в морских волнах…” (восприятие, истолкование, оценка).
2. Что изменилось в жизни ночлежников в финале пьесы М. Горького “На дне”?
3. Губернский город и его обитатели в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”.
4. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой “Реквием”.*
*Для школ с родным (нерусским) языком обучения:
4. Тема родины в лирике А.А. Ахматовой.
5. Тема воспитания в одном из произведений русской литературы XVIII – XIX веков.

Комплект N2

1. Сон Татьяны (анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”).
2. “В этом появлении Христа в конце вьюжной петербургской поэмы нет ничего неожиданного”. Обоснуйте или опровергните высказывание М.Волошина о финале поэмы А. А. Блока “Двенадцать”.
3. Самодуры и самодурство в драме А.Н. Островского “Гроза”.
4. Город и деревня в лирике С. Есенина.
5. “Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии” (В.Г. Белинский). По 1-2 произведениям русской литературы ХХ века.*
*Для школ с родным (нерусским) языком обучения:
5. “Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии” (В.Г. Белинский). По произведениям русской и родной литературы ХХ века.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте