Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. Сборник научных трудов./ Центральный музей Революции. – М., 1986. Сборник содержит статьи по проблемам социальных функций музеев, организации экспозиции музеев исторического профиля и фондовой работе. Основное место занимает словарь музейных терминов, подготовленный сотрудниками Лаборатории музееведения Центрального музея Революции.
Библиотечка
Российская музейная энциклопедия: в 2 тт. – М.: Прогресс, 2001.
Данное издание – первая попытка создания энциклопедии о музейном мире России в прошлом и настоящем. Энциклопедия включает 1500 статей о музеях, музейных деятелях, об истории и теории музейного дела. Информация объединена в пять основных блоков: исторический, теоретический, музеографический, биографический, прикладного музееведения. Особое место занимают статьи (их около 1000) о музеях, как существующих поныне, так и исчезнувших. Около 300 статей посвящены творческим биографиям российских музейных деятелей.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.М.Ланковой. – М., Владос, 2001.
В сборнике, подготовленном сотрудниками Тольяттинского краеведческого музея, представлены сценарии и методические разработки тематических занятий и образцы творческих заданий для юных посетителей по программе «Путешествие по реке времени». Программа сориентирована на старших дошкольников, школьников младшего и среднего возраста. Задача пособия – помочь педагогам учреждений дополнительного образования, учителям, сотрудникам музеев интересно организовать работу с детьми с учетом культурно-исторических особенностей региона и потребностей ребят.
Школьный музей на рубеже веков. Методические рекомендации/ Авторский коллектив/ Сост. М.Ю.Юхневич. – М., 2001.
В этом издании отражены результаты научно-исследовательской и практической работы Детско-юношеского центра творчества и туризма «Медведково», которая проводилась в рамках эксперимента «Школьные музеи XXI века: модели, образовательные и воспитательные технологии, подготовка педагогов школьных музеев». Здесь есть документы, регламентирующие деятельность школьных музеев.
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике/ Министерство культуры РФ. Российский институт культурологии. – М., 2001.
В монографии обобщен материал о музейно-педагогических традициях, которые складывались в России с середины XIX века. Автор знакомит читателя со взглядами и трудами музейных деятелей прошлого, а также с работой современных специалистов. В книге рассмотрено становление музейной педагогики как формирующейся научной дисциплины, подробно говорится о культурно-образовательной деятельности музеев, рассматриваются проблемы их взаимодействия со школой.
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. – М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Автор книги, предназначенной для педагогов, знакомит читателя с основными понятиями, проблемами и методиками организации и деятельности школьного музея, который рассматривается как особый феномен культуры и образования. В приложение включены Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», программа туристическо-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» и памятка о мониторинге археологического наследия.
Основы музееведения: учебное пособие/ Отв. ред. Шулепова Э.А. – М.: Едиториал УРСС, 2005.
На новом историческом этапе развития музееведения ученые вновь обращаются к основным понятиям этой научной дисциплины, предлагая студентам теоретические основы и разнообразие музейных практик, сложившихся на начало XXI века. Дан учебный материал по музейному источниковедению и разнообразным современным технологиям. Музеи представлены как архив человеческой памяти, приобщающий посетителя к культурному наследию (подробнее см. http://urss.ru).
Составитель А.ПЕРСИН
Из сборника статей «Музей в школе: стимул к размышлению». Под общей ред. Алексеевой Е.В. – М.: НП «СТОиК», 2005
Комментарии