search
main
0

О профилактике нарушений речи с момента рождения ребенка рассказали в РАО

О ранних этапах развития речи и движения рассказала заведующий лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования Центра развития инклюзивного образования РАО, доктор педагогических наук Юлия Филатова.

Фото: pixabay.com

Юлия Олеговна начала лекцию с цитаты академика РАО, доктора психологических наук Татьяны Николаевны Ушаковой. В ее книге «Рождение слова, проблемы психологии речи и психолингвистики» постулируется значимость этого явления. В книге отмечено, что слово – это центр огромного механизма, обеспечивающий функционирование речи и языка. В психологическом плане оно – и язык, и речь, и разговор с другими и самим собой, участник формирования и формулирования мысли, выразитель содержания сознания человека, универсальное средство для развития символической ментальной деятельности.

Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Многочисленные исследования становления речи и моторики говорят, что с самого рождения эти две системы развиваются синхронно, на всю жизнь они остаются средствами адаптации человека в окружающем мире. До трех лет жизни ребенка прослеживается координированный темп развития этих систем и время появления важных этапов развития этих функций.

В первые недели жизни недифференцированный крик сначала как стереотипная реакция на любой дискомфорт со временем обогащается обертонами, которые отражают более конкретную ситуацию, связанную с потребностями ребенка в тепле, пище и общении. Крик – это проявление врожденной памяти голосового реагирования новорожденного. Это доказывается его стандартными звуковыми показателями, типичными для всех людей. Постепенно крик ребенка приобретает выраженную интонационную окраску. В это время младенец из шума начинает выделять речевые звуки, появляется поворот головы в сторону их источника. Такие реакции говорят о начале формирования функции общения.

После 1,5–2 месяцев жизни младенец начинает держать голову вертикально, и в это время появляются звуки гуления. Этот этап разворачивания врожденной речевой памяти проявляется в виде вокализации 4 звуков (звука «а», губного, переднеязычного и заднеязычного звуков). Их произношение тесно связано с основными функциями жизнеобеспечения младенца. Дифференцированная регуляция сокращения определенных мышц позволяет ребенку произнести именно эти группы звуков. Известные ученые выяснили, что именно эти группы звуков являются универсальными для языков различных народов.

В возрасте 5–6 месяцев ребенок начинает сидеть, звуки гуления становятся более дифференцированными и ритмичными – формируется лепет. Это фонетическое обогащение гуления в виде произнесения разнообразных сочетаний гласных с заднеязычными и губными согласными. Данный процесс развивается только при наличии соответствующего речевого окружения. Ближайший социум создает для ребенка акустический слухо-речевой эталон. Именно поэтому важно общаться с ребенком. Наряду с врожденными звуками постепенно начинают включаться звуки родного языка. Это доказывает запуск онтогенетической речевой памяти.

К 5–6 месяцам жизни созревают отделы мозга, которые обеспечивают ритмический, нейромоторный процессы. Дети удерживаются на руках взрослых, начинают ритмично прыгать и произносить ритмические цепочки. В это время начинают усваиваться ритмические и мелодические характеристики родного языка, которые четко имитируются детьми в 7–8 месяцев.

С 8 месяцев начинает развиваться манипулятивная деятельность рук – ребенок начинает рвать и мять бумагу. Лепет в этот период обогащается звуками родного языка. Звуки, которые не соответствуют окружающим, постепенно угасают навсегда, не фиксируясь в онтогенетической речевой памяти.

Совместная двигательная и речевая активность позволяет ребенку к году сделать самостоятельно первый шаг и произнести первое слово. Расхождение двигательного и речевого развития по темпу более чем на 2–3 месяца можно рассматривать как явление межсистемного дизонтогенеза (нарушения). Чаще наблюдаются явления, свидетельствующие об опережении нормы двигательных функций, в то время как темп развития речи соответствует онтогенетической норме или отстает от нее во времени.

Звуки речи образуются под влиянием окружения, этот процесс носит социальный характер. Все звуки родного языка в норме присутствуют у детей к 2,5 годам. Это не значит, что все они одинаково четко произносятся. Качество речи еще долго остается неустойчивым. Оно зависит от условий и от сложности речевой задачи. Важен темп накопления словаря. Нормативные показатели разных параметров развивающейся речи у детей в настоящее время изучены недостаточно. Затруднительным является выделение этих параметров, в значительной степени они являются индивидуальными.

Выделение и изучение компонентов речевой системы в процессе онтогенеза позволяет точнее и детальнее определить критерии и наличие признаков отклонения в развитии речи, выделить возможные факторы риска появления речевой патологии у детей, начиная с рождения. В частности, слабый крик младенца может свидетельствовать о нарушении деятельности базовых моторных структур мозга.

Взрослым важно знать основные правила общения с малышами. Так, общение должно быть не только частым, но и протекать на определенном удалении от лица взрослого. Звуки взрослого должны быть интонированы и четко артикулированными. Подробно ознакомиться с лекцией Юлии Филатовой можно на странице РАО в социальной сети.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте