Когда мы с сыном, на тот момент восьмиклассником, выбрали для совместного просмотра американский сериал «Очень странные дела», я и не предполагала, что он станет самым популярным к сему дню телевизионным кино. У его последнего на сегодня, 4-го сезона, более 1,15 млрд часов просмотра. Больше было только у пресловутой «Игры в кальмара». И это при том, что сериал о подростках. В чем же его феномен? Попробуем разобраться.
«Очень странные дела» – это прежде всего то, что сейчас называется «атмосфэра» и «эстетика». Любое честное погружение в человеческую психику – это предельно увлекательно (но пользуются этим киношники в основном для изображения извращенных миров маньяков и сумасшедших, что, в общем, понятно). А содержание подростковых мозгов интересно вдвойне. Сами понимаете, становление личности, жгучие вопросы к мирозданию, гормоны бушуют, воображение богатое, чувства – на пределе, энергии – океан. Тинейджеров волнуют все взрослые вопросы, более того – некоторые из них на грани жизни и смерти, и при этом они не готовы сдаваться. Им кажется, что невозможного нет и вся жизнь впереди. Да и самая искренняя дружба обычно рождается в этом возрасте. А командой решать любые проблемы гораздо легче и интереснее, это же понятно.
В сериале братьев Даффер (вообще-то у них есть имена: Мэтт и Росс) компания подростков, не больше не меньше, спасает мир — ну а чего мелочиться? – который выступает в виде их родного города Хокинс. Городок, как водится для пущего контраста, маленький, захолустный, но в нем творятся загадочные дела, ведь на его окраине расположена секретная лаборатория. Что там могут изучать? Правильно, паранормальные явления и суперспособности — это же ключевой пунктик американской поп-культуры, на котором строятся все комиксы. Но, выдохните, если вы их не любите так же, как я: супергерой, точнее, героиня, там будет только одна (ну, до 4 сезона, во всяком случае), и она обойдется без нелепых плаща, трико или трусов. Выглядит она, за исключением того, что коротко стриженная, как все обычные дети. Ну, хмурит брови еще все время и иногда у нее из носа идет кровь. А так она ходит в школу, где ее, увы, буллят за странность, спорит с приемным отцом, обсуждает парней с подружкой, влюбляется. Правда, это уже после того, как сбежит из лаборатории, где ее заставляют блуждать во тьме – то ли в подсознании других людей, то ли вообще в изнанке нашего мира.
Одиннадцать (эти цифры вытатуированы у девочки на запястье, что неизбежно ведет к ассоциации с жертвами концлагерей), она же Оди или Дина, по счастью, находит себе друзей, которые не просто готовы мириться с ее странностями, они ими восхищаются. Потому что с Диной не соскучишься – за ней, конечно же, будет погоня со стороны зловещих ученых и спецслужб, а это столько приключений и адреналина! А еще, когда в этот мир начнут проникать загадочные монстры, кто опять-таки с ними поможет справиться?
В пересказе сюжет звучит банально и до ужаса напоминает сотни подобных историй. Но, во-первых, режиссеры Дафферы (они же авторы идеи и отчасти сценаристы) обладают явным талантом оживлять придуманный мир, а, во-вторых, нарочно и виртуозно играют на поле ассоциаций. Вся их сага о (не)нормальном ребенке в не(нормальном) мире построена на отсылках к другим известным и любимым многими произведениям. Действие сериала неслучайно перенесено в начало 1980-х (которые сейчас снова в моде) — и гениально точно воспроизводит их эстетику и атмосферу. Начиная с одежды и музыки и заканчивая настроениями в мире, а главное, неспешным ритмом, когда можно покайфовать, смакуя один кадр.
Но не только ради ностальгии затевали свой проект Дафферы. Что у нас царило в 1980-х? Конечно, интерес к сверхъестественному, фантастике, ужасам и холодная война. Получите и распишитесь: будут вам и холодящие цитаты из «Кошмара на улице Вязов» (более того, актер, играющий Фредди Крюгера, сыграет страшного эпизодического персонажа) и романов Стивена Кинга, и «злые русские» в третьем сезоне. Все это авторы воспроизводят и вставляют в ткань своего фильма с искренним уважением и, что не менее важно, вкусом (хотя некоторые критики и упрекают их иногда в излишней затянутости, но это дело вкуса, простите за каламбур). Самое забавное, что Мэтт и Росс Дафферы в 1984-м только родились и опирались никак не на личные воспоминания, а скорее на кино и поп-культуру того времени.
Нет, я не забыла о злых русских — авторам было бы странно не воспользоваться возможностью воспроизвести противостояние США и СССР и ввести таких колоритных антагонистов из 80-х. Кроме того, советские военные, которые, конечно же, по сюжету ухватились за возможность использовать портал в иное измерение, открытый Диной, показаны скорее не злом, а карикатурой на зло. Это именно что цитирование наивной и развесистой «клюквы» времен «Рэмбо» и «Рокки». И в этом нарочито карикатурном изображении легко считывается насмешка ребят из нового толерантного поколения над идеологией предшествующих: один из главных русских мерзавцев до боли напоминает Шварценеггера в роли то ли Терминатора (даже походка у него механическая), то ли советского милиционера из «Красной жары», а герои откровенно хохмят на тему СССР (в фильме вообще много юмора, за что его дополнительно любят). Вот вам, к примеру, диалог двух забавных персонажей — Стива и Дастина:
– Как вообще узнать русских?
– Все просто: высокие, голубоглазые и угрюмые.
Как написал один умный критик, «под соусом злобных русских создатели высмеивают и критикуют американские страхи, главный из которых — вторжение чужих». А в том, что русские в сериале явно не дураки (умудрились построить секретный тоннель в центре Америки!), кто-то из наших патриотически настроенных зрителей может усмотреть даже симпатию к нашей стране и культуре. Тем более что целых три персонажа из Советского Союза вызывают как минимум двойственные чувства, а как максимум — сочувствие. Например, вроде бы злой продажный охранник в советском концлагере в итоге помогает хорошему американскому копу (хотя к его методам ведения дел тоже есть претензии) выжить и сбежать. Вообще, все мало-мальски прописанные герои в сериале амбивалентны, авторы избегают деления на однозначно плохих и хороших, и в этом одно из основных достоинств «Очень странных дел» – как и всех настоящих произведений искусства.
Как люди своего поколения, авторы говорят нам, что даже монстры порой нуждаются в сочувствии, и заходят в своей толерантности столь далеко, что зритель готов пожалеть даже нечисть, пожирающую людей, когда та готова стать чем-то вроде прирученной зверюшки. Ну, а уж человекомерзавцев-то и подавно: в 3-м сезоне негодяй Билли после прочувствованных слов Дины в финале защищает ребят от хозяина-нежити, а в 4-м героиня готова оправдать главного злодея сериала Первого (он был первым подопытным той же лаборатории), до определенного момента выглядящего очень милым и привлекательным (вообще практически все парни в сериале настоящие красавцы, что, конечно, отдельно привлекает девичью аудиторию). В этом притяжении-противостоянии добра и зла прослеживается связь с главными произведениями 20 века в жанре фэнтези: мы видим здесь как посыл Толкиена во «Властелине колец», когда жалость Бильбо и Фродо к Голлуму в конечном итоге спасла весь мир, так и отсылку к «Гарри Поттеру», где Гарри и Волан-де-Морт оказываются словно бы близнецами с диаметрально противоположными ценностями.
И вообще, конечно, Дина очень неслучайно напоминает Мальчика, который выжил. Суперспособностями, изгойством в обществе, дружбой с кучкой таких же чудаков, добротой и даже сиротством. Разве что Дина — девочка, правда, в своем возрасте, в одежде унисекс и с короткой стрижкой напоминающая мальчика (юная актриса Милли Бобби Браун и правда андрогинна). И в этом тоже одна из фишек «Очень странных дел», делающих сериал близким к современной аудитории: главными героями нашей культуры становятся именно женщины. Это подтверждает не только Дина, укрощающая инфернальное зло, но и другие умные, храбрые и берущие на себя руководство над красивыми, но недалекими парнями (за исключением, пожалуй, Дастина, но его персонаж — умный чудак) девушки — Джойс, Нэнси, Робин, Макс, малышка Эрика. Даже гениальный хакер в сериале — женского пола. Причем, их превосходство над мужскими персонажами те неоднократно подчеркивают сами, добровольно соглашаясь подчиняться. «Хорошо, что было кому быть главной», – говорит один из юношей Нэнси. Что же остается мужчинам? Пока еще физическая сила (все-таки копу Хопперу в мощи не откажешь), умение подставить верное плечо, юмор (лучшие шуточки принадлежат им), красота (посмотрите на каст сериала!) и уже некая женственность и слабость характера (мальчики в сериале не стесняются плакать). Теперь герои обеспечивают героиням крепкий тыл! Да, мужчины и женщины в сериале меняются местами, но разве и в жизни не происходит то же самое? Не могу сказать, что меня это радует, но молодых, похоже, это ничуть не пугает…
Это не значит, что сериал — само совершенство (хотя с визуальной стороны – несомненно). Недочетов, при желании, можно найти немало. Например, неубедительна попытка объяснения, почему главный монстр перешел на темную сторону. Иногда зло — это просто Зло. Не поддающееся рациональному объяснению, как и Добро, впрочем. Но очевидно, что «Очень странные дела» попали во все основные запросы молодого поколения. Поэтому, посмотрев его, вы можете многое понять о своих детях. Тем более, что обращение к 1980-м делают его близким и родителям. То бишь сериал рассказывает о проблемах, волнующих новое поколение, языком их пап и мам. Словом, идеальный вариант для совместного просмотра.
Столько неточностей как будто автор игнорирует первые два сезона или просто не смотрел их.
1) супергерой, точнее, героиня, там будет только одна (ну, до 4 сезона, во всяком случае)
Правда что ли?! А почему мы забыли о “008”, этого героя показывали аж в двух сериях второго сезона;
2) и «злые русские» в третьем сезоне.
Если говорить на чистоту, то злые русские берутся тоже во втором сезоне, просто странного персонажу ведущего своё расследование никто не верит.
3) сравнение с властелином колец и Гарри Поттером мне тоже видится чудным. Первый сплошь пропитан магией и волшебством, а во втором есть несколько могущественных магов. То есть оба фильма это 100% жанр фэнтези, чего не скажешь о странных делах. Если и сравнивать с чем-то сериал, то скорее следует делать аналогию со Старгерл.