Цель игры: привить детям любовь к природе, показать, какую помощь они могут ей оказать, воспитывать детей в игровой форме экологически грамотными людьми.
В начале игры необходимо рассказать детям о том, кто такие берендеи. О том, что только человек, любящий и охраняющий природу, может носить это звание, о необходимости жить в гармонии с природой, не нарушать природного равновесия.
В игре принимают участие команды по 5-6 человек, команд может быть 2-3.
Для игры необходим волчок со стрелкой-указателем, вокруг которого располагаются карточки в виде листьев деревьев с категориями заданий и вопросов, их может быть 6-8.
Возможные варианты этих категорий:
1. Птицы
2. Лес
3. Звери
4. Лекарственные травы
5. Браконьеры
6. Грибы
7. Насекомые
8. Не навреди.
Представители команд по очереди вращают волчок и таким образом выбирают себе категорию заданий. Команда через минуту должна ответить на вопрос или выполнить задание. За правильный ответ или правильно выполненное задание дается один балл. Игра идет до 6 баллов.
В конце игры победителям вручаются призы. Это могут быть удостоверения “берендеев”, дипломы в виде листьев деревьев и многое другое.
Примерное задание и вопросы:
ПТИЦЫ
1. Что можно заготовить в лесу для подкормки птиц зимой?
(Семена репейника, веники из лебеды, ягоды рябины, боярышника, семена ясеня, конского щавеля).
2. Ребятам предлагаются различные предметы, а они должны показать, как из них сделать кормушки.
3. Можно предложить ребятам рисунки птиц и птичьих гнезд, а они должны расположить их друг с другом правильно.
ЛЕС
1. Дается несколько вырезанных из бумаги листьев деревьев, разрезанных на несколько частей, а дети должны собрать их и назвать деревья.
2. От чего защищает лес поля?
(От оврагов и суховеев).
3. Почему для посадки леса нельзя использовать семена с больных деревьев?
(Только из здоровых семян вырастут здоровые деревья).
ЗВЕРИ
1. Почему нельзя брать домой из леса зайчат, ежат и других зверей?
(Потому что их дом – лес, а звери привыкают к человеку, отучаются самостоятельно добывать пищу, прятаться от врагов, и если их потом выпустить на волю, погибнут).
2. Как можно помочь зверям зимой?
(Можно подкармливать лосей, оленей, косуль сеном и вениками, запасенными летом).
3. Можно предложить по рисункам следов определить животных.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ТРАВЫ
1. Какие растения можно использовать при простуде?
(Липовый цвет, душицу, шиповник, мать-и-мачеху, малину).
2. Из каких ядовитых растений готовят лекарства?
(Белена, дурман, белладонна, ландыш).
3. Какие растения используют для лечения небольших ран?
(Подорожник, ромашка).
БРАКОНЬЕР
1. Почему нельзя ловить рыбу весной?
(Она нерестится).
2. Где нельзя охотиться?
(В заповедниках и других особо охраняемых местах).
3. Какой вред наносят собиратели цветов?
(Они уничтожают редкие первоцветы, вытаптывают растения).
ГРИБЫ
1. Какой съедобный гриб разрушает древесину?
(Опенок).
2. Почему нельзя топтать мухоморы?
(Ими лечатся звери).
3. Какой зверь запасает грибы на зиму?
(Белка).
4. Почему в сухую погоду грибов в лесу нет, а после дождя их много?
(Грибы питаются гниющими органическими остатками, а эти вещества гниют, только когда в лесу много влаги).
НАСЕКОМЫЕ
1. Какую пользу приносят муравьи?
(Уничтожают насекомых-вредителей).
2. Как по поведению муравьев узнать о приближении дождя?
(Муравьи прячутся в муравейник и закрывают входы в него).
3. Почему надо беречь шмелей?
(Это один из самых полезных диких опылителей растений. К тому же их гораздо меньше других опылителей).
4. Почему нельзя ловить жуков-оленей?
(Они стали редкими насекомыми).
НЕ НАВРЕДИ
1. Почему нельзя брать яйца из гнезд птиц?
(Птица может оставить гнездо).
2. Почему нельзя рвать первоцветы – подснежники, ландыши и др.?
(Многие из них стали редкими и занесены в Красную книгу).
3. Почему нельзя собирать лекарственные травы на одном месте несколько лет подряд?
(Чтобы они успевали восстанавливаться).
И, конечно, если команды не могут ответить на этот вопрос, им помогает ведущий!
Театрализованная игровая программа “Зеленая страна”
Цель игры: показать детям, как человек безжалостно относится к природе, дать им возможность проявить себя в природоохранной деятельности.
Участники игры: 2 команды по 5-6 человек из учеников 5-7-х классов.
Описание игры: в качестве ведущих выступают сказочные герои и лесные жители – Старичок-Лесовичок, Подснежник, доктор Айболит, Водяной или Русалка, Крот, Бабочка, Дятел. Эти же герои выступают в качестве жюри и за выполнение задания дают командам какой-либо предмет – шишку, лист дерева и т.п.
Ведущие появляются по очереди и задают свои задания командам.
1. Старичок-Лесовичок.
Просит нарисовать природоохранные знаки. Например, на тему: “Осторожно, первоцветы”, “Внимание, муравейник”, “Рубить деревья запрещено” и т.д.
2. Подснежник.
Просит придумать текст листовки-обращения в защиту первоцветов.
3. Доктор Айболит.
Просит составить рецепт из лекарственных трав от простуды, порезов, расстройства желудка и т.п.
4. Русалка или Водяной.
Раздает командам карточки с названием рыболовных снастей, и надо определить, какими из них нельзя ловить рыбу, т.е. какие снасти браконьерские.
5. Крот.
Предлагает на ощупь определить ветки деревьев.
6. Бабочка.
Показывает рисунки растений и просит показать из них редкие, занесенные в Красную книгу виды.
7. Дятел.
Предлагает из заготовок сделать скворечники или кормушки.
Конечно, каждый из ведущих сначала представляется, рассказывает о себе и о своих друзьях: бабочка о цветах, дятел о птицах, водяной о рыбах и т.д.
Пока команда готовит задания, ведущие загадывают загадки или задают вопросы о лесе, цветах, птицах, животных.
А заканчивается игра аукционом песен. Команды по очереди поют один куплет песни, где есть слова о лесе, цветах, деревьях.
Например:
“В лесу родилась елочка…”
“Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…”
“Во поле березонька стояла…”
Примерные вопросы для зрителей:
1. Какой цветок зацветает первым? (Мать-и-мачеха).
2. Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка).
3. Какая птица носит название танца? (Чечетка).
4. У какого хвойного растения осенью опадает хвоя? (Лиственница).
5. Сколько лет живет брусника? (300 лет).
6. Какая птица может бегать по дну водоема? (Оляпка).
7. Кит – это рыба? (Нет, млекопитающее).
8. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка).
9. Какие растения используют для лечения мелких ран? (Подорожник).
10. Растет ли дерево зимой? (Нет).
Игра “Эндемики и реликты”
Цель игры: познакомить детей с различными видами животного и растительного мира, свойственными какой-то определенной территории или сохранившимися в определенной области или стране как представители минувших эпох.
Справка (энциклопедический словарь):
Реликты – виды растений и животных, входящие в состав растительного покрова и животного мира данной страны или области как пережитки флор и фаун минувших эпох.
Эндемики – виды растений и животных, свойственные относительно небольшой территории.
В начале игры, конечно, надо популярно объяснить детям, что это такое эндемики и реликты. Игра командная, в ней принимают участие 2 команды по 5-10 человек. Может проводиться на уроке экологии, занятии экологического кружка и т.п.
Одна команда – “растения”, вторая – “животные”. Каждый участник команды представляет определенный вид – чернику, выхухоль и т.д. Ведущий зачитывает описание видов поочередно, в первую очередь для растений, затем для животных и т.д. А участники команд, к которым обращается ведущий, должны узнать “себя”. Если команда, к которой обращался ведущий, не отгадала, кто из участников был назван, может ответить команда противников. За правильный ответ дается 1 балл, за отсутствие ответа – 0. Игра идет до тех пор, пока не прозвучат описания каждого участника команд. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Игра “Я – эколог”
Цель игры: дать возможность детям проявить себя в качестве защитника природы, подумать о вреде, наносимом человеком природе, развить в детях стремление к охране окружающей среды.
Инвентарь: шестигранный кубик с цифрами от 1 до 6 на гранях, шесть конвертов. На конвертах написаны экологические проблемы.
Если в игре принимают участие ученики 9-11-х классов, то вопросы в конвертах должны быть посвящены глобальным проблемам экологии: озоновые дыры, уничтожение тропических лесов, парниковый эффект и т.д. Если участвуют дети 5-8-х классов, то предлагаются более легкие проблемы: овраги, загрязнение воздуха, загазованность городов, вырубка лесов и т.д. В конвертах находятся также возможные варианты решения тех экологических проблем, которые написаны на конверте. Игра может быть и личной, и командной. Участники по очереди кидают кубик и в зависимости от выпавшей цифры получают экологическую проблему, т.е. конверт. В течение определенного времени участник или команда дают один из вариантов решения проблемы, которую они получили. Если команда не может дать ответ, она может воспользоваться подсказкой из конверта, но только 2 раза. Причем если подсказка, которую они получают из конверта, уже была предложена какой-либо командой или участником, она не засчитывается. Использовав 2 подсказки и не найдя ответа, команда или участник выбывают из игры. Побеждает тот участник или команда, которые останутся в игре.
Экологические игры
на природе
“Цветочное ориентирование”
Игра может проводиться в походе, в лагере, во время экскурсии на природу. Для игры надо приготовить ручки, бумагу, фломастеры или карандаши.
Можно проводить несколько вариантов игры. Например: участникам даются листы бумаги с нарисованной примерной картой-схемой местности, на которой проводится игра, и даются названия растений. Каждый участник должен за возможно короткий срок найти на местности места наибольшего скопления этих растений и нанести эти места на карту-схему.
Другой вариант: на карте-схеме обозначается место, где растут те или иные растения, а участники должны найти это место и узнать, что это за растения.
Можно дать детям вместо названий рисунки растений и дать задание нанести место их расположения на карту-схему. А можно, наоборот, дать название, а на карте нарисовать растение.
Может быть много вариантов, но главное – точно определить территорию, на которой проводится игра, с таким учетом, чтобы дети не заблудились.
“ЭКОЭСТАФЕТА”
Участники игры получают маршрут, на котором их ждут следующие этапы:
1. Голоса птиц
2. Насекомые
3. Охраняемые растения
4. Деревья-великаны
5. Лесное кафе (съедобные растения)
6. Грибы.
Идя по маршруту, участники на каждом этапе выполняют задания:
– Определяют птиц по голосам.
– Находят насекомых и либо определяют, либо рисуют их.
Записывают встретившиеся им съедобные или охраняемые растения, грибы (съедобные и несъедобные).
– Записывают названия и примерный размер крупных деревьев.
Эстафета может проходить поэтапно, т.е. там, где растут грибы или есть скопления насекомых, находится руководитель данного этапа, который дает командам задание и оценивает его выполнение.
А можно сделать интереснее: дать командам задание в начале эстафеты, сообщить им маршрут, по которому они должны пройти, и на всем протяжении маршрута самостоятельно выполнить эти задания. Так у детей будет развиваться наблюдательность.
Олег КАМАКИН,
заместитель директора по воспитательной работе средней школы N 1
Волжск,
Республика Марий Эл
Комментарии