ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ц Е Н Т Р А Л Ь Н Ы Й К О М И Т Е Т
П Р Е З И Д И У М
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 декабря 2002г. г. Москва N 12
О практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г. Санкт-Петербурге
Обсудив вопрос о практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в территориальных организациях профсоюза Новгородской, Псковской, Ленинградской областей, г. Санкт-Петербурга, президиум ЦК профсоюза отмечает.
В Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г.Санкт-Петербурге складывается трехуровневая система социального партнерства в сфере образования, включающая в себя региональные, территориальные соглашения и коллективные договоры образовательных учреждений.
Территориальные комитеты профсоюза указанных регионов осуществляют работу по проведению коллективных переговоров, консультаций с органами исполнительной и представительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также с органами местного самоуправления. В рамках такого взаимодействия территориальные комитеты профсоюза участвуют в нормотворческой деятельности представительных органов власти, органов управления образованием, в формировании региональных и местных бюджетов, социально-экономической политики регионов и др. Проводится методическая работа с профактивом всех уровней по вопросам социального партнерства, образовательной политики, правовой защиты членов профсоюза и по другим вопросам обеспечения социально-трудовых прав работников отрасли.
Системы социального партнерства в сфере образования в указанных регионах отличаются друг от друга по уровню своего развития, распространения и устойчивости сложившихся связей по развитию социально-партнерских отношений.
В сфере образования Новгородской области система социального партнерства развивается наиболее равномерно и устойчиво. В области действуют региональное соглашение на 2001-2002 г.г., территориальные соглашения (18, или 82%), коллективные договоры образовательных учреждений (442 из 539 первичных профсоюзных организаций, или 82%).
По данным статистических отчетов ТДК-2 в Новгородской области планомерно растет количество заключаемых территориальных соглашений и коллективных договоров:
колдоговоров территориальных
соглашений
1998г. 33% 50%
1999г. 51% 68%
2000г. 66% 73%
2001г. 82% 82%
В Ленинградской области действуют региональное соглашение на 2001-2003 гг., 17 территориальных соглашений (71%), 211 коллективных договоров образовательных учреждений (24%); в г.Санкт-Петербурге – соглашение, заключенное между Комитетом по образованию администрации города и территориальным комитетом профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 2001-2003 годы, 7 территориальных соглашений (44%) и коллективные договоры в 39% первичных профсоюзных организаций.
В целом по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области наблюдается определенный рост количества коллективных договоров в образовательных учреждениях и территориальных соглашений: в 1999 году было 16% коллективных договоров и 55% соглашений, в 2001 году – 35% коллективных договоров и 62% соглашений (по другим годам сведений не представлено).
В Псковской области система социального партнерства включает в себя межотраслевое региональное соглашение на 2001-2003 годы, территориальные соглашения, количество которых с 1999 года по настоящее время увеличилось с 12% до 46%, и коллективные договоры в образовательных учреждениях, количество которых за тот же период возросло с 36% до 50%.
Действующее межотраслевое соглашение Псковской области носит конкретный и направленный характер, является в достаточной степени финансово обеспеченным, несмотря на то что сторонами соглашения являются работодатели и профсоюзные комитеты практически всех бюджетных отраслей области.
В рамках социального партнерства в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г.Санкт-Петербурге удалось добиться сохранения стажевых надбавок в размере 20-50% к ставкам заработной платы (Ленинградская область), повышения ставок (окладов) с 1-го по 5-й разряд ЕТС на 20% (Новгородская область), доплат к ставкам молодым учителям (Ленинградская, Новгородская области), права работников на дополнительные отпуска, в том числе оплачиваемые (все территории), права на 50-процентную дотацию на оплату содержания детей в дошкольных учреждениях, предоставление беспроцентных ссуд на строительство или приобретение жилья с рассрочкой на 20 лет и 50-процентном погашением ссуды за счет средств соответствующего бюджета (Псковская область) и др.
Вместе с тем региональным соглашениям Новгородской и Ленинградской областей, г.Санкт-Петербурга присущи общераспространенные недостатки соглашений такого уровня: повторение в соглашении большого количества законодательных норм в области труда и заработной платы и недостаточность конкретных дополнительных обязательств, повышающих уровень льгот и гарантий для педагогических работников по сравнению с действующим законодательством.
В г. Санкт-Петербурге, Ленинградской и Псковской областях социальное партнерство пока не носит системного и равномерного характера из-за низкого уровня охвата районов и образовательных учреждений соглашениями и коллективными договорами и нуждается в усилении организационной, аналитической работы и контроля со стороны территориальных комитетов профсоюза.
Кроме того, территориальная организация профсоюза г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области недостаточно внимания уделяет аналитической работе в области социального партнерства, включая ежегодный анализ статистики по итогам колдоговорной кампании (за последние семь лет в адрес ЦК профсоюза направлялись статистические отчеты по форме ТДК-2 только дважды – в 1998 и 1999 годах, а аналитическая информация о заключении и выполнении соглашений и коллективных договоров вообще отсутствует).
Практически во всех рассматриваемых территориях в области социального партнерства уделяется недостаточное внимание:
– обеспечению преемственности коллективных договоров с районными (городскими) соглашениями, а районных (городских) соглашений с региональным;
– совершенствованию организации контроля за реализацией соглашений всех уровней и коллективных договоров (отсутствие планов по реализации и контролю за принимаемыми обязательствами);
– повышению уровня информированности районных (городских) и первичных профсоюзных организаций, а также рядовых членов профсоюза об уставной деятельности центральных органов профсоюза, в том числе в области социального партнерства (в большинстве районов и практически во всех первичных организациях не осуществляется подписка на газету “Мой Профсоюз”);
– кадровому мониторингу, занятости и трудоустройства работников образования в условиях модернизации образования и связанного с ней процесса оптимизации образовательных учреждений, особенно в сельской местности;
– условий труда педагогических работников применительно к проводимым в регионах экспериментам по ЕГЭ, изменению содержания и структуры общего образования, реструктуризации сельской школы и др.;
– конкретизации положений коллективных договоров и соглашений и избавлению от декларативности и формализма в принимаемых сторонами обязательствах.
Президиум ЦК профсоюза
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению прилагаемую информацию о практике договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования в территориальных организациях профсоюза Новгородской, Псковской, Ленинградской областей, г. Санкт-Петербурга.
2. Продолжить практику мониторинга состояния и развития социального партнерства в сфере образования на региональном, территориальном и локальном уровнях совместно с Министерством образования РФ в соответствии с планами работ ЦК профсоюза и Минобразования России.
3. Одобрить целенаправленную и системную работу по развитию социального партнерства председателя Боровичского райкома профсоюза Новгородской области Л.В.Евтюковой, председателя профкома школы
N 1 г. Боровичи Новгородской области Т.С.Павловой и директора этой школы Л.П.Липисткиной, председателя профкома Псковского педагогического комплекса М.Г.Демидовой и директора комплекса Л.А.Николаевой.
4. Территориальным (республиканским, краевым, областным) организациям Профсоюза:
– считать приоритетным направлением в своей деятельности работу по организации, развитию и совершенствованию социального партнерства на региональном, территориальном и локальном уровнях, особенно в вопросах финансирования образования с целью обеспечения открытости и рациональности использования бюджетных средств, направляемых в образовательные учреждения, в вопросах кадровой политики, оплаты труда работников отрасли и повышения уровня информационного обеспечения членов профсоюза для широкого распространения позитивных результатов деятельности профсоюза;
– учитывать в практике развития социального партнерства в регионах отмеченный в информации и настоящем постановлении положительный опыт работы территориальных комитетов в Новгородской, Ленинградской, Псковской областях по договорному регулированию социально-трудовых отношений в сфере образования;
– обратить особое внимание на отмеченные в настоящем постановлении и прилагаемой информации недостатки и нерешенные проблемы в развитии социального партнерства в Новгородской, Псковской, Ленинградской областях и г.Санкт-Петербурге с целью их разрешения в практической деятельности;
– обеспечить своевременное и в полном объеме представление в ЦК профсоюза статистических отчетов по колдоговорной кампании по формам ТДКО-1 и ТДКО-2 с обязательным приложением к ним аналитической информации о заключении и выполнении соглашений и коллективных договоров;
– добиваться выполнения в полном объеме пункта 4 постановления ЦК профсоюза от 20.02.2002 N 3/3 “О повышении роли организаций профсоюза в развитии социального партнерства в отрасли” в части заключения коллективных договоров в каждом образовательном учреждении, имеющем первичную профсоюзную организацию;
– принять действенные меры, в том числе организационного и финансового характера, по организации подписки на газету “Мой Профсоюз” на 2003 год во всех районных (городских) организациях профсоюза с максимально возможным охватом первичных профсоюзных организаций.
5. Подкомиссии ЦК профсоюза по осуществлению анализа и обобщения опыта работы по региональным соглашениям (председатель Т.В.Куприянова) организовать деятельность членов подкомиссии по изучению и анализу практики развития социального партнерства в сфере образования по федеральным округам.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей председателя профсоюза Г.И. Меркулову, В.С. Павлихина.
Председатель профсоюза
В.М. ЯКОВЛЕВ
Комментарии