Проблемы, возникшие у директора средней школы п. Сенычево Пермского края А.Поносова в связи с предполагаемой установкой на школьные компьютеры нелицензионного программного обеспечения, явились следствием системных проблем, накопившихся в сфере подбора и расстановки управленческих кадров в системе образования.
Органам управления образованием субъектов Российской Федерации
Органы управления региональным и муниципальным образованием уделяют недостаточное внимание подготовке руководителей образовательных учреждений, являющихся юридическими лицами, как в сфере менеджмента в целом, так и в области управления государственными и муниципальными закупками.
Все государственные контракты на поставку компьютерного оборудования в образовательные учреждения (школы) в рамках реализации федеральных целевых программ предусматривают предустановку лицензионного программного обеспечения на всю компьютерную технику, что отражено в технической спецификации и техническом задании в конкурсной документации. Поэтому школы по государственным закупкам в рамках федерального бюджета получают компьютеры уже с установленным программным обеспечением.
Закупки компьютерного оборудования на уровне субъектов Российской Федерации или на муниципальном уровне проводятся самостоятельно, что, безусловно, повышает уровень ответственности органов управления образованием субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Минобрнауки России полагает, что поставка в образовательные учреждения персональных компьютеров без предустановки программного обеспечения должна расцениваться как провокационные действия по отношению к руководителям образовательных учреждений, принуждающие их к заведомо противоправным действиям (сбору средств с родителей обучающихся на закупку лицензионного программного обеспечения или установке нелицензионного программного обеспечения).
Органам управления образованием необходимо обеспечить все условия для того, чтобы образовательные учреждения, призванные формировать у обучающихся уважение к закону, в повседневной практической деятельности демонстрировали уважение к тем ценностям, приверженность к которым они собираются прививать своим ученикам.
Эффективное управление образовательными учреждениями в современных условиях возможно только на основе профессиональных знаний, умений и высокой ответственности их руководителей (директоров школ).
Поэтому Минобрнауки России готово незамедлительно рассмотреть предложения органов управления образованием субъектов Российской Федерации об организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки региональных и муниципальных управленческих кадров как по очной, так и по заочной формам обучения с применением в том числе дистанционных образовательных технологий, позволяющих формировать у них компетенции как в целом в сфере менеджмента, так и, в частности, в области закупок программно-аппаратного оборудования.
Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ
P.S. Когда верстался номер, министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО подписал письмо директорам школ России. Читайте его в следующем номере «УГ».
Комментарии