МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО
О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования
Ректорам высших учебных заведений,
Руководителям научных учреждений,
организаций
Направляем для практического использования в работе письмо, разъясняющее порядок формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования в образовательных учреждениях и научных организациях на основе утвержденных МинобразованиQWем России Временных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук.
Временные требования по всем отраслям наук и приложения к ним размещены на сайтах Минобразования России: http://www.ed.gov.ru и ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций http://www.informika.ru
Заместитель министра
Л.ГРЕБНЕВ
О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования на основе Временных требований к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук
1. Основная образовательная программа (далее ООП) послевузовского профессионального образования (далее – ППО) образовательного учреждения высшего профессионального образования (вуза), имеющего государственную аккредитацию и реализующего подготовку аспирантов (адъюнктов) по определенным научным специальностям, или научной организации, имеющей лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере ППО, представляет собой комплект учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения в аспирантуре (адъюнктуре).
Вузы и научные организации, реализующие ООП ППО, самостоятельно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу подготовки аспиранта по научной специальности (рабочий учебный план, программы учебных дисциплин и практик) на основе Временных требований (ВТ) к ООП ППО по соответствующей отрасли наук. При этом должна быть обеспечена доступность всех документов ООП ППО для аспирантов и преподавателей вуза или научной организации.
2. На первом этапе проектирования ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе освоения аспирантом ООП ППО. Они формируются на основании квалификационной характеристики выпускника аспирантуры и целей подготовки аспиранта, содержащихся во Временных требованиях, конкретизированных и дополненных, исходя из того, по какой из специальностей научных работников, определенных приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года N47, выпускник аспирантуры будет выполнять диссертационную работу на соискание ученой степени.
3. На втором этапе проектирования ООП вузы и научные организации, реализующие подготовку аспирантов, разрабатывают содержание основной образовательной программы и порядок ее реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.
На этом этапе необходимо решить следующие задачи:
– определить полный перечень образовательно-профессиональных дисциплин (иностранный язык, философия, специальные дисциплины отрасли наук и научной специальности, дисциплины по выбору аспиранта) и последовательность их изучения, обеспечивающую эффективную работу аспиранта. При этом основным требованием к их реализации является установленный в ВТ минимальный объем теоретических занятий в часах, приведенный в ВТ расчет в неделях не накладывает обязательств на концентрирование изложения образовательно-профессиональных дисциплин (ОПД) и факультативных дисциплин в течение 20 недель;
– определить наиболее эффективные с точки зрения достижения поставленных целей и эффективного использования кадрового и материально- технического потенциала вуза (научной организации) виды учебных занятий, образовательные технологии и др. При этом необходимо иметь в виду, что ВТ не содержат требований к недельной аудиторной нагрузке аспиранта, образовательный процесс в аспирантуре целесообразно связывать с применением учебных занятий и технологий, ориентированных на активную роль аспиранта в образовательном процессе, в частности путем увеличения его самостоятельной работы;
– определить сроки и эффективную форму прохождения педагогической практики, а также форму контроля и отчетности по ней. Вуз (научная организация) вправе отнести педагогическую практику в разряд обязательных видов учебной деятельности, если в ВТ по данной отрасли наук педагогическая практика отнесена к факультативным видам занятий.
4. Программы учебных дисциплин разрабатываются на основе паспортов научных специальностей с учетом особенностей сложившейся научной школы, а после утверждения Министерством образования Российской Федерации программ кандидатских экзаменов – на основе программ кандидатских экзаменов.
При реализации основной образовательной программы подготовки аспирантов образовательному учреждению предоставляется право вести преподавание специальных дисциплин отрасли наук и научной специальности в форме авторских курсов по программам, учитывающим результаты исследований научных школ, в том числе региональных.
5. Факультативные дисциплины могут быть предназначены для освоения аспирантом дополнительных образовательных профессиональных программ, предусмотренных для изучения на уровне послевузовского профессионального образования, и получения квалификации “Преподаватель высшей школы” или других дополнительных квалификаций.
Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения аспирантом. Часы, отведенные на факультативные дисциплины, могут быть использованы как для увеличения объема изучения ОПД, так и для научно- исследовательской работы аспиранта. При этом аспирант должен быть поставлен в известность об изменении объемов нагрузки цикла ОПД и НИР. Учитывая, что основной задачей ППО является подготовка научно- педагогических кадров, рекомендуется включать в цикл ОПД педагогические и психологические дисциплины.
6. Обучение в аспирантуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы аспиранта, разработанным на базе основной образовательной программы по соответствующей научной специальности научным руководителем совместно с аспирантом. В индивидуальном плане работы аспиранта должны предусматриваться: сдача кандидатских экзаменов (по усмотрению образовательного учреждения сдача кандидатских экзаменов может проводиться в несколько этапов), прохождение педагогической практики, систематические отчеты по освоению аспирантом ОПД и проделанной научно-исследовательской работе; подготовка диссертационной работы с указанием сроков ее завершения.
Индивидуальные планы аспирантов и темы диссертаций утверждаются в порядке, определенном действующим Положением о подготовке научно- педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.
7. Научно-исследовательская компонента подготовки аспирантов реализуется через авторские программы научных руководителей на основании индивидуальных планов работы аспирантов.
8. Итоговая аттестация аспиранта включает сдачу кандидатских экзаменов и представление диссертации в ученый или диссертационный советы. В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N74, перечень кандидатских экзаменов устанавливается ВАК России и утверждается Минобразованием России.
В соответствии с указанным Положением, соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее образование, не соответствующее отрасли наук, по которой подготовлена диссертация, по решению соответствующего диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли наук дисциплине.
Порядок проведения кандидатских экзаменов устанавливается Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации. Образовательные учреждения и научные организации, реализующие программы послевузовского профессионального образования, вправе включать в кандидатский экзамен по научной специальности дополнительные разделы, обусловленные спецификой научной специальности или характера подготовки аспиранта.
9. Требования к итоговой государственной аттестации (критерии, которым должна отвечать диссертация и порядок представления и защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) приведены в Положении о порядке присуждения ученых степеней, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N74. Правила оформления диссертации устанавливаются Минобразованием России.
10. Рекомендательная таблица соответствия специальностей и магистерских программ по направлениям подготовки высшего профессионального образования научным специальностям, по которым присуждается ученая степень кандидата по данной отрасли наук, дана в приложении ко Временным требованиям к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (таблица составлена в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников, определенных приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 года N47).
Таблица может быть использована диссертационными советами при определении, соответствует ли высшее образование соискателя ученой степени кандидата наук той отрасли наук, по которой подготовлена диссертация.
Зам. руководителя Департамента
образовательных программ и стандартов
профессионального образования
Н.РОЗИНА
Комментарии