Появившиеся в средствах массовой информации сообщения о чудо-сапогах-скороходах привели меня к заведующему кафедрой “Двигатели внутреннего сгорания” Уфимского государственного авиационного технического университета Борису Петровичу Рудому. Я уже знал, что сапоги-скороходы называются “Сайгак”, что на них установлен двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу дизеля – когда человек делает шаг, поршень сжимает горючую смесь в цилиндре, происходит взрыв, и поршень выталкивает ногу вверх с усилием от 300 кг до тонны. Двигатели работают как на бензине, так и на эфире, тратят около 400 мл на 100 километров и при достаточной тренировке позволяют развивать скорость до 50 км/ч…
– Борис Петрович, как и когда родилась идея создания сапог-скороходов?
– Двадцать лет назад четверокурсник кафедры “Двигатели внутреннего сгорания” Уфимского авиационного института Виктор Гордеев, вернувшись с военных сборов, пожаловался мне на то, как тяжело бегать в армейских сапогах по пересеченной местности и неплохо бы к ним приделать какие-нибудь двигатели для облегчения “шага”. Сказано это было в шутку, но я предложил Гордееву спроектировать именно такие сапоги для защиты диплома. И он их спроектировал! Так из профессиональной шутки родились совершенно новое направление в двигателестроении и оригинальная методика обучения студентов.
– А при чем здесь методика?
– При кажущейся несерьезности сапог-скороходов их создание оказалось чрезвычайно наукоемким. В чудо-обуви было реализовано более двадцати других изобретений. Из сапог-скороходов “вышел” целый арсенал ударных инструментов. Например, отбойный молоток, для которого не нужен полуторатонный компрессор. Он в десять раз экономичнее, компактнее и настолько легкий, что его может переносить один человек. А также ледоруб, кузнечный пресс – везде работают двигатели от сапог-скороходов.
Дипломный проект Виктора Гордеева еще двадцать лет назад показал, что студенты могут создавать удивительные вещи. В 1983 году мы на кафедре создали свою специфичную систему обучения. Сегодня у нас конкурс 10 человек на место, мы каждому первокурснику, поступающему на нашу специальность, предлагаем подчас бредовую или неразрешимую задачу, решение которой он должен представить к концу обучения в университете в виде дипломного проекта. Идет полная проработка от технического задания до программ для станков ЧПУ. Ответ: “Я не знаю” – на нашей кафедре не принимается, студент должен представить три варианта решения любой задачи и каждое обосновать. На кафедре идет постоянное изучение идей, мы считаем, что если из 60 (столько учится у нас на потоке студентов) 2-3 идеи окажутся стоящими, то они все окупят. При такой системе обучения очень многое зависит от консультанта-преподавателя, он должен уметь заглянуть на 5-6 лет вперед и предсказать, какие разработки будут перспективными. Сейчас наша кафедра самая молодая в институте. Кстати сказать, нашу идеологию обучения Минвуз принял как идеологию будущего высшего образования России.
– Борис Петрович, но, если изобретению уже около двадцати лет, почему о нем заговорили только сейчас?
– Это не так. Сапоги-скороходы никогда не были обделены вниманием, нас поддержала в свое время более чем авторитетная тогда газета “Правда”. Мы сделали первые образцы, начали активно сотрудничать с Минобороны.
– В чем заключалось это сотрудничество?
– Понимаете, в нашей стране есть места, где передвигаться можно только пешком – ни техника, ни даже лошади там не пройдут, и, естественно, группа солдат, передвигающаяся со скоростью 30 км/ч и экономящая до 70% энергии, получала огромное преимущество над противником, перед нами была поставлена конкретная задача – изготовить 50 штук сапог-скороходов килограммового веса. Мы довели наши сапоги до 1,2 кг. Кроме того, в процессе работы над сапогами нам пришлось определить многие характеристики человека, которые потом были засекречены и использовались для подготовки космонавтов. Но Советский Союз развалился, а вместе с ним и армия. Сейчас Министерству обороны не до сапог.
– И какие же перспективы у чудо-обуви?
– Маркетинговые исследования показали, что Московский регион мог бы приобрести 10 тысяч пар. В то же время торговые фирмы в США готовы были распространить 2 млн. пар за 3 года. Перед нами выбор: либо крупномасштабное производство в России, либо продажа лицензии на производство сапог за их реальную стоимость (около 100 млн. долларов). И если в 1994-1995 годах, в связи с катастрофическим упадком нашей промышленности, мы не могли договориться ни с одним из российских заводов, то сегодня ситуация изменилась – очень много заявок и предложений. Есть и приценивающиеся организации, похожие на наше Росвооружение, только в китайском или в корейском варианте, им нужна небольшая партия, чтобы, разобравшись в конструкции, начать собственное производство для нужд своих армий.
– Сейчас бытует мнение, что двигатели внутреннего сгорания свое отжили и вот-вот отомрут.
– Это мнение людей неосведомленных, двигатель внутреннего сгорания – хлеб экономики ХХI века. Установленная мощность всех ДВС – 85% от мощности всех остальных энергоустановок в мире. Мировое производство поршневых двигателей – 200 млн. в год, 26% валового национального продукта США связано с поршневыми двигателями внутреннего сгорания. Попробуйте их заменить электродвигателями – понадобится огромное количество дополнительных электростанций для их работы. Что касается экологических проблем, надо всего лишь сменить топливо. Перейти на спирт, как это делает сейчас Бразилия. От сжигания спирта образуются безвредная вода и углекислый газ. Замкнутый цикл производства спирта создать можно. Если территорию Башкирии засадить тополем или ольхой (из них получают спирт), то через три года можно будет удовлетворить мировые потребности в энергии для ДВС.
– Что интересного у вас еще есть на кафедре?
– У нас очень интенсивная жизнь. Благодаря разработкам наших студентов мы сейчас загружаем работой два завода. Темп научной работы наших сотрудников настолько высок, что порой не хватает времени на оформление их разработок. Сейчас наша кафедра совместно с ОАО НПЦ “ЭкоМотор”, директором которого является как раз В.К.Гордеев, готовит техническое предложение ИжМашу, уникальную работу по проектированию двигателя, которую в мире никто не может сейчас сделать. Разработан компактный энергоузел, к которому можно подсоединять самое различное оборудование – от генератора до механических ножниц огромной мощности. Выпуск энергоузла осваивает Томский машиностроительный завод, и к нему уже проявлен неподдельный интерес со стороны МЧС. Бюджет кафедры и научно-производственного центра при кафедре постоянно растет. За счет заработанных нами денег отремонтировали общежитие университета, построили резервную теплотрассу, что не дало им остаться без тепла. Наши выпускники, оставшиеся на нашей кафедре, меньше 5-6 тыс. рублей не получают – у нас одни из самых высоких заработков в УГАТУ. На сегодня вполне объективно можно сказать, что наша кафедра становится лидером по разработкам двигателей внутреннего сгорания в России.
Юрий ГОРЮХИН
Уфа
Комментарии