search
main
0

О пользе олимпиад

Как человек, прошедший через олимпиадную систему и получивший благодаря ей (системе) путевку в жизнь, я не устаю задумываться о том, не чересчур ли расточительно мы используем ресурсы, заложенные в этой форме педагогической деятельности. Не слишком ли узко понимаем цель и смысл олимпиад? Они используются прежде всего как инструмент селекции более точный и беспристрастный, чем стандартные выпускные экзамены. Это, безусловно, очень важная педагогическая и социальная функция олимпиад. Но не менее важна другая их функция – коммуникативная, если можно так выразиться.
Вспоминая свой олимпиадный 11-й класс, сейчас, 7 лет спустя, я вижу перед собой не каверзные вопросы и тем паче не набранные баллы, которые позже помогли поступить в университет, а оживленные лица ребят, с некоторыми из которых дружу до сих пор, веселье олимпиадных вечеров: игры в мафию, общение на самые неожиданные темы, розыгрыши и споры. Одним словом, ту атмосферу, в которую хочется возвращаться вновь и вновь.
Ведь не секрет, что слишком умный ребенок в школе, как правило, более или менее одинок, а иногда и просто одинок. Так было всегда, а в последние годы, когда на вооружение был взят лозунг “если ты такой умный, то почему такой бедный?”, – ситуация только усугубилась. Кому-то повезет попасть в школу для особо одаренных, но 90 процентов так и пронесут крест своей инаковости до выпускного бала.
Причем дело тут зачастую будет даже не в том, что одноклассники плохие. Одноклассники могут быть и хорошие, и вундеркинда своего, что называется, на руках станут носить, но у них разные интересы, разные темы для разговоров. Эмоциональная приязнь интеллектуальной отчужденности не отменяет, скорее усугубляет. А ощущение этой чуждости для ребенка и подростка необычайно болезненно и может привести к тому, что он или замкнется в гордом одиночестве и самолюбовании либо начнет игру на понижение и опрощение.
Предметная олимпиада дает такому ученику самое драгоценное общество единомышленников, компанию, в которой он может почувствовать себя своим, не жертвуя талантами и способностями, а, напротив, культивируя их. Это в равной мере спасает и от одиночества, и от комплекса звезды, задает ребенку соответствующие ориентиры, позволяет найти друзей по интересам. И в конечном счете способствует социализации этих нестандартных детей в самом широком смысле слова.
Светлая до утопичности картинка. Но в настоящий момент именно эту архиважную функцию выполняют, за редким исключением, лишь олимпиады регионального уровня и выше. А состязания городские и областные проводятся, как правило, по принципу: провел и забыл. Поводов для общения, каким автоматически является совместное проживание участников региональных и республиканских олимпиад, там не предусмотрено. Равно как и самого общения. Схема – съехались, выполнили задания, разъехались – времени для него просто не оставляет. Понятно, что во многом схема эта не от хорошей жизни. Но право же, по крайней мере в рамках городской олимпиады, для того чтобы организовать какие-нибудь очаги общения, не нужно особых финансовых затрат. Необходимо желание. А пользу это начинание принесло бы несомненно.
Мы часто жалуемся, что наши дети уходят на улицу. Причем уходят зачастую такие, от которых, казалось бы, никак нельзя было ожидать подобного безрассудства. Хорошие дети из хороших семей часто выбирают улицу как альтернативу одиночеству. И если в наших силах предоставить им другую альтернативу, мы должны это сделать. Хотя бы для того, чтобы плоды наших педагогических усилий не пропали бы в конечном счете зря.
Мария КОНДРАТОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте