Физическое развитие и состояние детей в настоящий момент оставляют желать лучшего. Статистика показывает значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, с каждым годом растет количество школьников, имеющих хронические заболевания или какие-либо отклонения в здоровье. Большой процент детей не могут серьезно заниматься спортом, а некоторые даже физической культурой на уроках в школе. А вот получать физическую нагрузку в формате зарядки могут все. Это заставило нас начать работать над созданием комплекса упражнений, которые бы могли быть полезны детям с любым состоянием здоровья.
При всей значимости урока физической культуры как основы учебного процесса физического воспитания учащихся важная роль для приобщения детей к ежедневным занятиям физической культурой, а также формирования здорового образа жизни принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям, организованным в режиме дня школьника.Используя в работе с детьми различные формы и методы физического воспитания, можно значительно повысить интерес ребят к урокам ФК, поднять их работоспособность и дать возможность использовать приобретенные навыки в повседневной жизни.Одна из главных задач, стоящих перед учителем, – максимальный охват учащихся физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня. Для системного обучение мы рекомендуем:- зарядку до занятий;- физкультурные минуты и паузы во время уроков;- физические упражнения и подвижные игры на переменах;- спортивный час в группе продленного дня;- спортивные мероприятия по плану внеклассной спортивной работы школы.Учебный день школьника, насыщенный этими формами мероприятий, может стать основой сохранения и укрепления здоровья обучающихся, где главная роль, как мы считаем, отводится зарядке.Учитель, организующий выполнение учащимися гимнастических упражнений перед первым уроком, может не быть преподавателем физической культуры и не всегда может компетентно, а главное, с интересом провести зарядку для ребят. Мы решили в помощь преподавателям создать образец комплекса упражнений и отснять видеоролик «Школьная зарядка», который можно использовать в любом классе (благо все кабинеты оснащены интерактивными досками). В 2012-2013 учебном году учащиеся 11-го класса нашей школы с интересом включились в создание такого видеоматериала. Фильм «Утренняя зарядка» был снят, теперь учащиеся выполняют упражнения, видя на экране старшеклассников и учителей физической культуры.При составлении комплекса упражнений мы учитывали, что должны работать все группы мышц; упражнения нужно выполнять в правильной последовательности (сверху, вниз); должна быть возможность выполнения упражнений в школьной форме и в условиях учебного класса под музыку, что обеспечит хорошее настроение детей на весь учебный день; а заканчиваться зарядка должна упражнениями на внимание и на восстановление дыхания. Созданный проект помог нам повысить процент активного включения учащихся в выполнении зарядки, особенно среди учеников начальной школы. В мае 2013 года мы стали проводить массовое выполнение зарядки на свежем воздухе.Видя интерес ребят, мы решили продолжить проект, предложив классам типовой комплекс упражнений, в который дети могли добавить свои коррективы. Создав положение, мы объявили о смотре-конкурсе зарядок «В здоровом теле – здоровый дух», который состоялся в рамках месячника дополнительного образования. Целью нашего мероприятия были пропаганда здорового образа жизни и массового спортивного движения, формирование позитивных жизненных установок подрастающего поколения, укрепление здоровья детей и подростков, вовлечение их в регулярные занятия спортом во внеурочное время.Конкурс оценивало жюри, состоящее из учителей-предметников, по 5-балльной шкале, при выставлении оценок учитывали:- внешний вид (единая форма, логотип команды);- синхронность;- знание элементов зарядки и исполнения их под музыку.Победители и призеры смотра были награждены грамотами и сладкими призами. Соревнования закончились проведением флешмоба «Присоединяйся, заряжайся и будь здоров!», где к командам – участникам конкурса могли присоединиться все желающие, присутствующие в спортивном зале, – дети, родители и учителя. В мероприятии приняли участие около двухсот человек.Конкурс зарядок вышел красочным, позитивным праздником для детей и взрослых. Мы увидели, что зарядка – это не только комплекс физических упражнений, развивающих и тренирующих организм, но и хороший повод сплотить детский коллектив, сдружить ребят, подарить им уверенность в себе. Мы нашли этому подтверждение 18 мая 2014 г., выступая с ребятами на Дне детского общественного движения Москвы на Воробьевых горах. Собирая детей на мероприятие, нам не пришлось уговаривать их, мы отбирали лучших из большого числа желающих поехать с нами.После проведенных мероприятий учащиеся нашей школы стали по-другому относиться к проведению утренней зарядки перед началом уроков. Для многих слова «Чтобы было все в порядке, начинаем день с зарядки» стали девизом.Ольга ПЛИТИНА, учитель физической культуры высшей квалификационной категории школы №254;Виктор СИНИЦКИЙ, учитель физической культуры школы №254
Комментарии