Классные руководители, по словам руководителя Департамента образования города Москвы И.И.Калины, должны стать «главным примером для учащихся, для родителей (особенно важно), создателями общего информационного пространства для диалога, для совместной воспитательной работы». Делегация директоров и педагогов московских школ познакомилась с опытом работы педагогов – классных руководителей Республики Эстония (по результатам исследования PISA-2015 у этой страны лидирующее место по качеству образования). Эстонские коллеги считают, что одним из основных факторов, повлиявших на этот успех, как раз и является введение во всех школах республики развивающих бесед.
Развивающие беседы, по их мнению, смогли вывести взаимоотношения классного руководителя с детьми и родителями на новый качественный уровень, характеризующийся доверием, открытостью и нацеленностью ребенка в своем обучении на высокий результат.Когда-то у нас у всех был классный руководитель! Одни из них оставили в нашей памяти яркие воспоминания, след других за давностью лет уже слабо виден! Экскурсии, походы в театр, дискотеки, отслеживание успеваемости, родительские собрания, классный час, оказание учащемуся помощи в проблемных ситуациях – это тот набор инструментов, которыми в большей или меньшей степени пользовался и продолжает пользоваться среднестатистический классный руководитель.Я не случайно в заголовке статьи слово «новое» заключил в кавычки, так как не раз, касаясь различных аспектов инновационной деятельности, включая и развивающие беседы, мне приходилось слышать от различных представителей нашего профессионального сообщества высказывания типа: «Я всегда это делал/а», «Ничего нового не услышал/а или «Это все было в советской школе». То же самое мы услышали, когда начались первые презентации нашего проекта «Развивающие беседы – инновационная технология работы классного руководителя с учащимися и родителями» в социальных сетях. Приведу один из наиболее ярких примеров. Автор поста пишет: «Интересно. Но развивающие беседы давно и неплохо существуют и в российских школах, так что опыту совсем не обязательно быть «привезенным из Эстонии». На вопрос: в каких российских школах нам взять данный опыт и что в этих школах подразумевают под развивающими беседами, ответа я не получил…Наш опыт взаимодействия (наш – это команда педагогов Москвы и Тулы, обучающаяся по программе подготовки тренеров для курсов повышения квалификации) с руководством и педагогами из разных школ и многих регионов РФ свидетельствует о том, что тот подход, который мы пытаемся внедрить в жизнь наших школ, мало напоминает те «проблемные» беседы, которые вел ранее и ведет в настоящее время с учащимися и родителями современный классный руководитель! Так что же такое развивающая беседа? Развивающая беседа – это регулярная подготовленная беседа между педагогом и учащимся с участием родителей (возможна и без родителей, в зависимости от мнения учащегося), которая должна приводить к лучшему взаимопониманию сторон, увеличивать желание и мотивацию ученика к обучению. Во время развивающей беседы ученик выражает свои мысли, точки зрения и мнения, ставит перед собой цели. Проведение уже первых развивающих бесед показывает, что меняется профессиональное сознание педагога, направляя его развитие в сторону личностно ориентированной педагогики, родители с удивлением и с неожиданной стороны узнают своего ребенка, а сам учащийся, оказывается, хочет выговориться!Попытаюсь ответить на те вопросы, которые мы наиболее часто встречаем при презентации нашего проекта.1. Что значит подготовленная беседа?Это, когда классный руководитель:а) путем наблюдения определяет возможные «точки роста» у учащегося как предмет для проведения беседы («точки роста»: могут быть самые разнообразные: от успеваемости и коммуникации до выбора профессии);б) готовит опросный лист для учащегося и его родителей;в) анализирует полученные ответы;г) на основе полученных ответов планирует сценарий беседы;д) подготавливает место для проведения беседы.2. Чем развивающая беседа отличается от проблемной?Проблемная беседа решает задачи ситуативного плана, а развивающая беседа направлена на постановку самим ребенком перед собой целей на долгосрочную перспективу (для кого-то это учебный год/полгода, а для кого-то долгосрочная перспектива может ограничиться и месяцем; все в зависимости от личностных характеристик учащегося). Отмечу еще один важный принцип, отличающий два подхода к беседе с учащимся: в развивающей беседе 80 процентов говорит ученик и всего лишь 20 процентов – педагог!3. Какой эффект от развивающих бесед? Есть ли измеримый результат?Приведу отзывы о первых проведенных беседах членов нашей команды, а также от родителей и учащихся. «Мне очень понравилась такая беседа. Я смогла поговорить с учителем не только о синусах и косинусах, но и о жизни. Мне дали несколько советов, которым, я думаю, буду следовать. Приняла бы я участие еще в такой беседе? Да, было очень эмоционально и интересно! Только вот на какую тему можно было бы еще поговорить, я не знаю. Потому что я не могу разобраться, чем именно я хотела поделиться с учителем. Что именно меня волнует, я тоже не знаю… Так что на этот вопрос я ответить не могу…» (ученица 9-го класса, октябрь 2017-го; беседу проводила учитель школы №2116 Л.Ю.Кузнецова). «В четверг 19 октября 2017 года в школе состоялась беседа между мной, моим ребенком и классным руководителем, в ходе которой мы поговорили об успеваемости, дисциплине, поставили цели на текущий учебный год. Беседа проходила в очень непринужденной дружественной обстановке, все были предельно откровенны, и поэтому удалось поговорить о всех существующих проблемах, недостатках (в развивающей беседе мы бы сказали «точки роста») и достоинствах ребенка, благодаря чему мой сын смог сформулировать цели и этапы их достижения. И все это, конечно, благодаря нашему классному руководителю, которая обладает невероятной способностью найти индивидуальный подход к каждому ученику, задать нужный вопрос, указать на слабые стороны и подчеркнуть достоинство и возможности стать лучше. Мы остались очень довольны нашей встречей. Считаю, что такие беседы очень содержательны и имеют большое значение для успешного развития ученика» (мама учащегося 7-го «Б» класса; беседу проводила учитель школы №2009 Г.В.Кожухова).«Я становлюсь фанатом развивающих бесед» (учитель русского языка и литературы школы №2009 Р.В.Моргунов).«После проведенных развивающих бесед отношения с детьми у меня стали более доверительными, а я сама стала более окрыленной!» (учитель географии школы №950 Э.С.Дорджиева).«Развивающие беседы меняют мою профессиональную позицию» (педагог-организатор школы №1370 В.А.Самойлова).«Первый опыт проведения развивающих бесед свидетельствует о том, что дети, оказывается, хотят выговориться, то есть они открыты для искреннего и доверительного разговора с педагогом!» (А.Ю.Пименов). Этот вывод был сделан после проведения круглого стола, на котором участники проекта делились своими впечатлениями по итогам проведения развивающих бесед.Отвечая на вторую часть вопроса, мы на данный момент имеем результаты опросов учащихся и родителей Эстонской Республики, которые, с точки зрения администрации школы, свидетельствуют об эффективности развивающих бесед. То есть если задаться целью измерить эффективность указанных бесед, то это вполне возможно сделать! Вместе с этим фактом директора школ также говорят о том, что после введения во всех эстонских школах развивающих бесед уменьшилось количество жалоб со стороны родителей, усилилась вовлеченность родителей в школьную жизнь и даже… материальная помощь школе со стороны родителей.От себя еще замечу, что, может быть, беседа «глаза в глаза», а не монолог через фокус 30 сидящих в классе учащихся и родителей, способна через познание учащимся самого себя и познание взглядов другого человека снизить уровень насилия и конфликтности в обществе, повысить уровень толерантности? Главное же условие для успешного проведения беседы – это личностные характеристики самого педагога!4. Какими качествами должен обладать педагог, который собирается проводить развивающие беседы:а) доверие;б) открытость;в) искренность;г) вера в возможности ребенка;д) психолого-педагогическая компетентность (необходимы знания в области возрастной психологии, знания о гендерных особенностях обучающихся, основ конфликтологии).Но были вопросы и иного плана:- Будет ли дополнительная оплата?- Где взять классному руководителю силы и время?- Почему я обязан/а проводить эти беседы, так как они находятся за пределами моего функционала?- Что делать, если руководство школы не поддерживает меня/нас в проведении подобного рода бесед?Действительно, реализация данного проекта ведет к изменениям во многих аспектах жизнедеятельности школы: от изменений в профессиональном сознании педагогов, направляя его вектор развития по пути гуманистического, личностно ориентированного образования, до изменений в должностных обязанностях или внутришкольной системе стимулирования.Таким образом, наш проект «Развивающие беседы – инновационная технология взаимодействия классного руководителя с учащимися и родителями» призван вывести классного руководителя за устоявшиеся и привычные рамки работы, включая внешние показатели оценки его деятельности, повысить уровень доверия в «образовательном треугольнике»: ученик – учитель – родитель, а самое главное: научить ребенка ставить цели и задачи, рефлексировать, то есть развивать способность оценивать себя и «извлекать уроки» (по меткому выражению руководителя университетско-школьного кластера ВШЭ Л.Л.Любимова), делать самостоятельный выбор и нести за него личную ответственность. Именно в этом плане мы используем термин о «новых смыслах» в работе классного руководителя!Обучение будущих тренеров для курсов повышения квалификации стало возможным благодаря эффективному сетевому взаимодействию между рядом школ Москвы и Тулы с АНО ЦПП «Профзащита», так как именно эта организация совместно со школой №2116 взяла на себя роль модератора данного проекта. Более подробную информацию можно найти на сайте «Развивающие беседы» https://clck.ru/CF6sj.Александр ПИМЕНОВ,заместитель директора школы №2116, заслуженный учитель РФ, кандидат исторических наук
Комментарии