В воспитании ценностных ориентиров личности человека особую роль играет дошкольный возраст. Дошкольное детство – благоприятный период для формирования основ чувства патриотизма, поэтому особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны, воспитывать чувство гражданственности, толерантное отношение к жителям Земли.
Первые яркие и особенно сильные впечатления остаются в памяти надолго, а возможно, и на всю жизнь. От того, какое образование получат, а главное – как будут воспитаны современные дети, будет зависеть, в каком мире мы будем жить, какое будущее нас ждет.
Какие в этой связи стоят перед нами задачи и как мы их решаем? Каковы возможные направления патриотического воспитания в нашем образовательном учреждении?
Известно, что воспитание гражданина – это целенаправленный, систематический и всесторонний процесс, включающий целый комплекс задач, направленных на воспитание у дошкольника чувства Родины, на формирование чувства гордости за свою страну, чувства уважения к достойным страницам прошлого, желания знать о своих корнях и, конечно, о великих подвигах своего народа, чувства сопричастности истории Отечества, культуре, природе, достижениям ее граждан.
Залог успеха заключается во взаимодействии и сотрудничестве всех участников образовательных отношений. В нашем образовательном комплексе созданы все условия для эффективной реализации программы воспитания в соответствии с вызовами нового времени.
Уже на дошкольном уровне выстроена система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию, направленная на повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании, укрепление связи между семьей и школой, осуществление преемственности со школой по вопросам гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Общеизвестно, что любовь к Отечеству начинается с любви к своей семье, близким людям, к месту, где родился и живет человек.
Хорошей традицией в нашем дошкольном отделении стало проведение семейных гостиных, фольклорных праздников, тематических досугов, посвященных истории родного края и социально значимым событиям страны и мира:
– «День добра и уважения» – семейная гостиная, посвященная празднованию Дня пожилого человека;
– «Подарок для мамы» – семейная гостиная, посвященная празднованию Дня матери;
– «Широкая Масленица» – фольклорный праздник;
– «Рождественские колядки»;
– ярмарка талантов, посвященная празднованию Дня семьи;
– тематический День Земли.
В рамках ранней профориентации мы приглашаем родителей к участию в мастер-классах, где в доступной форме они знакомят ребят со своими профессиями, их особенностями, атрибутами, интересными историями. Дети воспринимают своих мам и пап как профессионалов, вносящих вклад в общее дело. При этом чувство любви дополняется чувством гордости и уважения.
Такое направление работы помогает показать связь между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, что важно для воспитания маленького гражданина.
Наиболее значимым для формирования патриотических чувств является воспитание любви к родному городу (для наших воспитанников это Москва, столица нашей Родины), любви к своей стране.
Знакомство дошкольников с родной страной – процесс длительный и довольно сложный.
В нашем дошкольном отделении проводятся ежегодные ключевые мероприятия, такие как:
– День города;
– досуг «Я шагаю по Москве»;
– викторина «Знаешь ли ты свой город»;
– квест-игра «Я покажу тебе Москву».
Наши ребята, как большинство современных детей, много путешествуют. Безусловно, любое путешествие для ребенка – это не только огромная радость, но и масса открытий, новых знаний и впечатлений.
Необходимо помочь дошкольнику увидеть и понять окружающий мир, обобщить, упорядочить детские представления, сформировать объективную оценку, научить находить сходства и различия между странами. Наши воспитанники включены в проектно-исследовательскую деятельность в рамках реализации одной из годовых задач «Формирование элементарных географических представлений у дошкольников в процессе конвергентного образования». Вся работа по ознакомлению детей со странами мира проводится при обязательном сравнении с Россией, в период знакомства со страной дети сразу же вовлекаются в исследовательскую деятельность.
Главный принцип такого содержательного взаимодействия заключается в том, чтобы воспитанники почувствовали себя, с одной стороны, частью истории, культуры своей страны, а с другой – частью мирового сообщества, что способствует развитию патриотического отношения к своей стране, а также зарождению начал планетарного мышления.
Мы успешно реализуем традиционные совместные проекты педагогов, детей и родителей:
– «Путешествие с волшебной книгой» – в рамках ознакомления дошкольников со странами мира, с традициями и национальной культурой;
– «Паспорт маленького гражданина»;
– «Ознакомление дошкольников со странами мира»;
– «Я – россиянин»;
– «По морям-океанам».
Стала историей Великая Отечественная война. За эти годы выросло несколько поколений людей, которые не слышали орудийного грома и взрывов бомб. Наша задача – помочь подрастающему поколению сформировать чувство долга, уважения к защитникам нашей Родины, чувство гордости за свой великий народ и благодарности за то, что он подарил нам счастливую жизнь.
В этот день мы отдаем дань тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков. Неизменно живет в народе традиция поздравлять ветеранов и чтить память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается от поколения к поколению.
В дошкольных отделениях организован цикл мероприятий, позволяющих ознакомить воспитанников с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины:
– тематический досуг «И помнит мир спасенный»;
– фестиваль военной песни;
– изготовление самодельных плакатов-поздравлений для жителей микрорайона Отрадное с Днем Победы в Великой Отечественной войне;
– коллективное создание самодельной Книги Памяти, содержащей исторические материалы, собранные семьями воспитанников, о ВОВ. Это рассказы о прабабушках и прадедушках, участвовавших в боях, о тех, кто трудился в тылу, воспоминания очевидцев (например, детские) о событиях тех лет, фотографии и копии наград, писем, личные вещи, газетные публикации, книги;
– акция «Рубеж славы» – семейный выход в праздничные дни к памятным местам Москвы и Подмосковья, возложение цветов, поздравление ветеранов;
– тематическая интерактивная экскурсия «Детство, опаленное войной» в школьном музее «Отрадное и его окрестности».
Но и в мирное время есть место подвигам! День защитника Отечества – это праздник настоящих мужчин, смелых и отважных, ловких и надежных, тех, кто и в обычной жизни несет нелегкую и ответственную службу. В этот день педагоги проводят с детьми беседы, тематические занятия, читают рассказы об армии, вместе с ребятами оформляют выставки, стенгазеты к Дню защитника Отечества, готовят подарки и сюрпризы для пап и дедушек, организуют совместно с родителями спортивные досуги «Школа молодого бойца».
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она влияет на формирование определенных нравственных качеств. Для максимальной реализации воспитательного потенциала в дошкольных отделениях непрерывно пополняется, обогащается и эффективно используется развивающая предметно-пространственная среда.
Во всех группах созданы тематические уголки, мини-музеи «Маленький москвич», «Маленький россиянин», «Маленький путешественник». В них представлен материал для развития у детей социальных компетенций, навыков в соответствии с реализуемыми программами: пособия, игры, наглядный материал по приобщению детей к традициям семьи, родного края, оборудование для труда, дидактические игры. В уголках для сюжетно-ролевых игр размещены куклы, игрушки по темам «Семья», «Дом», «Русская изба». В уголках по изобразительной деятельности подобраны материалы, пособия, иллюстрации по ознакомлению детей с народным творчеством, традиционные игрушки нашей страны. В литературных уголках собраны книги, иллюстрации по ознакомлению детей с родным краем, семьей, домом. В изостудии одного их дошкольных отделений была открыта интерактивная экспозиция «Русская горница». В холлах и рекреациях организуются тематические мини-музеи и выставки работ.
Мы активно используем образовательное пространство школы и социокультурные возможности города, которые предлагают разнообразные интерактивные формы взаимодействия с маленькими гражданами:
– музей «Отрадное и его окрестности»;
– музей «Традиция»;
– музей боевой славы имени Виктора Черняева;
– музей «Отечество»;
– интерактивная экспозиция «Русская горница».
Тематические экскурсии, интерактивные занятия и мастер-классы в музейно-исследовательском комплексе школы и библиотеках на темы «История России», «Я шагаю по Москве», цикл практико-ориентированных занятий «История одного предмета», семейные экскурсии выходного дня к историческим достопримечательностям.
Дети – наше будущее. И независимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно, на всех этапах и на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Такая насыщенная и интересная жизнь способствует социально-нравственному развитию дошкольников, формирует навыки нравственного поведения и воспитывает чувство патриотизма и толерантности у ребенка. Главное – зародить в нем это великое чувство – быть гражданином своей Родины.
Елена СТАРОСТИНА, старший воспитатель школы №962;
Ольга ЛАГОДА, педагог-психолог школы №962
Комментарии