Илья Дубин – один из самых известных омских чиновников. Потому что руководит Департаментом образования города, а эта должность всегда на виду. Но даже те, кто ругает Дубина, вынуждены признать – за пять лет работы молодого, энергичного, нестандартно мыслящего руководителя отрасль стала развиваться более динамично, и даже потрясения во всем российском образовании омичами переживаются как-то легче.
– Илья Владимирович, как начался учебный год? – Главное – везде! Казалось бы, обычное дело, чему радоваться? Но новые СапПиНы, требования других надзорных органов держали нас в постоянном опасении, что этого может не произойти. Хотя нынче на подготовку учреждений в соответствии с новыми правилами потрачено очень много – почти 160 миллионов. Пришлось немного затормозиться с развитием, со строительством, но, видимо, так и должно быть – как создавать новое, если разваливается старое? Радует, что увеличилось число первоклассников. Правда, возникла проблема, на мой взгляд, мифическая – когда в одних школах, лучших на взгляд родителей, не могли вместить всех первоклассников, а в других – набрать не могли. Но это повод не для возмущения, а для размышления. – Главная особенность нового учебного года – началась работа по новым государственным федеральным стандартам. – Несмотря на напряжение, непонимание многих процессов, претензии со стороны родителей, шумиху в СМИ, мы вышли на реализацию стандартов. Конечно, проделали огромную работу. Создали мобильную управленческую систему перехода школ города на новые стандарты: работали пилотные школы, консультативные центры для руководителей и педагогов. Первая четверть заканчивается, а жалоб от родителей по новым стандартам пока нет. Замечательно, что работа с ними дала свои плоды. Главное с их стороны, на мой взгляд, не грузить детей разницей в стандартах. Они-то ведь ее не знают в отличие от пап и мам. Не надо сравнивать, надо просто помогать малышам адаптироваться к школе. – Родители стали активнее, разве это плохо?- Когда родитель интересуется школой – прекрасно. Но только тогда, когда это конструктивный интерес, а не голые эмоции: школа некрасивая, учитель что-то не нравится. Трудно ведь и учителям – в образовании постоянные перемены, мы, профессиональное сообщество, не всегда до конца уверены, что движемся по верному пути. К сожалению, в основе родительской активности часто лежит критика. А надо бы поддержать педагогов. Конструктивная помощь родителей – когда они активно включаются в образовательный процесс, помогают в воспитании ребенка. Очень важно, что сейчас во всех 375 школах созданы родительские советы, комитеты. Не везде они еще достаточно активны, а ведь именно это и надо – совместная работа семьи и школы. На мой взгляд, нет ничего глупее, когда мамы и папы вместе со СМИ тыкают телефонными съемками: смотрите, что произошло в школе! Школа – это только слепок общества. В школе это выявилось – и к счастью, а если бы случилось на улице или в виртуальном мире компьютера, родители скорее всего и не узнали бы! Да, случилось в школе, а где зародилось? Покажите мне место в школе, где воспитывается жестокость. Да, много недостатков, но в худшем случае они вызывают нежелание учиться, а не избивать окружающих. Ребенок живет как минимум двойной жизнью, а родители часто не хотят знать этого. Мы родили, кормим, поим – скажите нам за это спасибо! Такая позиция, увы, у многих. Именно школа пытается ее ломать, потому что воспитание – забота всего общества, нельзя ее перекладывать исключительно на педагогов. – Как вы относитесь к ювенальной юстиции?- Боюсь, это единственный механизм, который заставит многих мам и пап воспитывать собственных детей. В благополучной Германии существует уголовная ответственность родителей за непосещение детьми школы. И это работает! А мы можем спросить только с педагога. Ну что он может сделать без законодательных рычагов? Другое дело, как механизм ювенальной юстиции будет работать в нашей стране, где и без того 19 ведомств занимаются детьми, а они все равно «без глаза»?- Омск в этом смысле достаточно тихий город – ЧП российского масштаба не происходят, детская преступность снижается. Как-то же удается омским педагогам этого добиваться?- Я бы на этот счет не обольщался. Это как мина замедленного действия. Вот то, что праздники у нас теперь проходят без опасений массового пьянства, – это работа и управленцев, принявших жесткие решения, и педагогов, научивших детей организовывать досуг, по крайней мере в школе. Но нужна постоянная совместная работа учителей и родительского совета. Сегодня дети не те, что прежде, они развиваются быстрее, хотят себя проявлять. Их кипучую энергию надо постоянно направлять, самоуправление в школе развивать. Современный ребенок труднее поддается воспитанию, он часто самодостаточен, а учителя тоже люди, они не могут постоянно быть примерами! Нужны и другие примеры! – Омск – город тихий и в другом смысле: в школах, насколько я могу судить, серьезно поставлена безопасность. – Проблему безопасности я считаю самой важной в школе. – Важнее знаний?- В первую очередь мы должны защитить наших детей. Когда-то со мной спорили коллеги: мол, наш город далек от конфликтов всякого рода, зачем столько тратить на безопасность. Но мир перевернулся. Кто знал, что в далеком от конфликтов городе Комсомольске в детсадовской беседке окажется бомба? Очень много стало неадекватных людей. Все наши 375 муниципальных образовательных учреждений оснащены системой экстренного вызова милиции, кнопками. Все оградили, и это тоже очень важно. Мы недавно проанализировали, сколько раз в год нажимали на тревожные кнопки. Поняли – не зря беспокоимся о безопасности. Кстати, асоциальные личности как раз очень любят детсадовские беседки, и разборками с ними теперь занимаются не воспитатели, а профессионалы. Очень волнует пожарная безопасность – на мой взгляд, если ее нет, последствия могут быть страшными. Автоматическая пожарная сигнализация у нас есть во всех учреждениях, нынче 48 миллионов потратили на ремонт, в том числе на пропитку чердачных помещений, новую электропроводку, светильники. Но знаете, что я понял: сколько бы денег мы ни тратили, до тех пор, пока все – от учителей до техничек – не начнут постоянно думать о детской безопасности, не изменится ничего! Вчера приехал по делам в школу №28, а меня вахтер не пускает. Спрашиваю: «Вы что, меня не знаете?» Она отвечает: «Знаю, но дайте ваше удостоверение». Хотел рассердиться, но думаю – я ж этого и добивался. А если завтра приедет террорист – не с надписью на лбу, а на меня похожий? Зато запросто заехал в соседнюю школу на машине с тонированными стеклами на задний двор через открытые настежь ворота! Вернулся через полчаса – сторож наконец-то сообразил, что надо потребовать документы. Да сейчас-то уж что требовать, надо было давно уже милицию вызывать! – Илья Владимирович, как омичи восприняли новый законопроект «Об образовании в РФ»? – Управленцам, думаю, закона сильно не хватало. Мне бы лично хотелось, чтобы на 90 процентов вопросов родителей директор мог ответить: «Потому что это закон». Другое дело, что педагоги обсуждать могли бы поактивнее, вносить изменения, чтобы потом хотя бы себе сказать: мы сделали все что могли. Но тут есть другая сторона – как показывает практика, в обсуждении чаще всего участвуют недовольные. Наверное, хорошо, что у нас недовольных мало? Не знаю. Мне бы вообще хотелось, чтобы педагоги были энергичнее. Например, давно думаю, что учителям нужна служба психологической поддержки. Мир меняется, образование меняется все время, тяжело им. Но боюсь, если ее начать создавать сверху, это вызовет к ней недоверие. Жду предложений учителей. Именно так – по инициативе снизу – мы создали систему отдыха педагогов. У нас два детских лагеря работают круглый год, как базы отдыха для учителей, по льготным ценам. – Не устали учителя от модернизации?- Вы знаете, модернизация может вызывать раздражение только по одной простой причине – когда она не подкреплена финансово. А нынче федеральные средства по проекту модернизации выделены очень серьезные – только в 2011 году они составляют более 121 миллиона рублей. Мы обозначили приоритеты – это результат работы городской межведомственной комиссии с участием профсоюзов, депутатов, представителей партии «Единая Россия», СМИ. Первое, конечно, обеспечение перехода на новые стандарты. Все общеобразовательные учреждения оснащаются комплектами ростовой мебели и дорогостоящим оборудованием для предмета «Окружающий мир», на это, а также на обеспечение требований к санитарно-бытовым условиям учреждений направлено более 62 миллионов рублей. Приятно, что наши новшества попадают в государственные приоритеты, находят законодательное основание в новом законе! Например, поддержка современных инновационных форм кооперации образовательных учреждений. Омск – единственный город в России, где удалось построить сетевое взаимодействие образовательных учреждений, в основном оно распространилось в сельской местности. Сегодня в сетях профильного обучения участвует 29 школ, то есть более 2 тысяч детей и 200 педагогов. Модернизация предполагает также конкурсную поддержку инновационных образовательных учреждений, а городской конкурс на лучшую школу мы проводим пятый год – в День учителя мэр Омска Виктор Филиппович Шрейдер, инициатор конкурса, наградил сертификатами на миллион рублей очередные 20 учреждений. Мощная и разветвленная система информатизации образования города дополнится новым направлением деятельности. В 25 школах появятся мобильные классы, и это только начало: мы надеемся, что в ближайшие два года подобной техникой будут пользоваться большинство обучающихся наших школ. Уже к концу 2011 года будут созданы 7 городских центров дистанционного обучения одаренных детей, оснащенных техникой для видеотрансляции уроков в реальном времени. На это по проекту модернизации направлено 14 миллионов рублей. Вторая позиция согласно федеральным установкам проекта – информатизация образования и дистанционное обучение. Я недавно разговаривал с бизнесменами, которые готовы на своей базе разместить мультимедийные комплексы с обучающими программами – так, чтобы мы могли обучать не только 256 детей с ограниченными возможностями, а гораздо больше, причем как раз не ограничивая их возможности отдельными предметами. – Что самое важное, чего вам удалось добиться за годы работы? – Может быть, самый важный результат преобразований в омском образовании: из-за необходимости соответствия быстрым изменениям в образовании наблюдается небывалая активность педагогов в повышении своей профессиональной компетенции. Например, в нынешнем году ожидается, что руководители более 180 образовательных учреждений получат дипломы переподготовки по специальности «менеджмент в образовании», на очереди – руководители дошкольных образовательных учреждений! Это значит, что теория развития человеческого капитала становится реальностью для омского образования. Омск
Комментарии