В 46-м номере «УГ» от 11 ноября этого года вышел восьмиполосный выпуск «Модернизация: шаг в будущее», целиком посвященный новым системам оплаты труда педагогов. Мы проанализировали положительные и отрицательные моменты, связанные с введением новых систем в разных регионах России. Сегодня тема НСОТ продолжается в «ДК»: директора школ решили высказать свое мнение на этот счет.
Людмила ГРИШКИНА, директор школы №3, Пикалево, Ленинградская область: Не каждый учитель согласится на руководящую должность
Есть много положительных моментов в новой системе. Например, мне нравится, что проверка тетрадей русоведов сегодня включена в ФОТ. То есть проверка письменных работ по русскому языку оплачивается. Но тут же возникает вопрос: почему не оплачивается в таком случае проверка тетрадей по литературе, лабораторных работ по физике, химии? Ведь в старших классах в связи с подготовкой к ЕГЭ проходит огромное количество письменных работ. Жаль, что это сегодня не учитывается, тем более что прежняя система оплаты труда этот вид деятельности поощряла материально.
Конечно, есть позитив в том, что классное руководство достойно оплачивается. Но, на мой взгляд, здесь нужна доработка, поскольку сумма не меняется от фактического количества детей. Допустим, если у учителя на
1 сентября 25 человек в классе, то независимо от того, придет к нему ребенок в течение года или, наоборот, уйдет, оплата за классное руководство останется неизменной. Или, к примеру, если у учителя на 1 сентября 24 ребенка, а в течение года пришли еще три, то опять же в оплате классного руководства все останется по-прежнему. Эта невозможность перераспределения средств удручает.
Что касается управленческого звена, то здесь тоже есть небольшой нюанс. Например, если раньше мне платили за всю педагогическую деятельность, то сегодня оплачивается только стаж руководителя. Чем это плохо? Не каждый учитель согласится перейти на руководящую должность, поскольку при переводе он может пострадать в финансовом отношении.
А вообще нужно признать, что нынешняя система оплаты труда несравнима с той, что была прежде. Она предусматривает коэффициенты за стаж, квалификацию, образование, и если человек действительно хочет работать, он может получать далеко за 20 тысяч рублей в месяц. Молодым специалистам, правда, в этой ситуации труднее, поскольку у них нет ни стажа работы, ни квалификации. Однако, получая три года хорошие подъемные, можно повысить квалификацию и наработать стаж. Все зависит от самого педагога.
Виктор МАРТЫНЕНКО, директор гимназии №1, Калач, Воронежская область: Половину сотрудников пришлось бы уволить
Мы уже второй год работаем по НСОТ, и результат далеко не оптимистичный: в год гимназии не хватает трех миллионов рублей. По сравнению с другими школами наше финансовое положение самое трудное. Впрочем, из 30 школ района только у трех достаточно средств, остальные нуждаются.
То, что дефицит будет таким большим, было ясно с самого начала. Ведь разработчик нашей областной НСОТ – лаборатория экономики и инноваций образования ВОИПКиПРО – просил одни нормативы, а в итоге на уровне области были утверждены другие цифры. Так, на третьей ступени в гимназических и лицейских классах вместо 50856 рублей расходов на одного ученика в год утвердили 19849 рублей. На второй ступени вместо 35160 утвердили 18 тысяч рублей, а на первой, в начальных классах, по расчетам необходимо было чуть больше 30 тысяч на ученика, в итоге приняли норматив в 14 тысяч. Как видите, нормы сильно занижены.
Второй момент. В школах работают не только учителя, но и «другие» – так пишется в различных отчетах и документах. К «другим» относятся все, кто непосредственно не ведет уроки, – это обслуживающий персонал, психолог, социальный педагог, директор, заместитель. Для того чтобы правильно сработала новая система расчета, всех «других» должно быть 30 процентов, а у нас в гимназии их больше половины. При этом мы уже 20 ставок сократили, дальше сокращать некуда, потому что иначе мы превратимся в обычную школу, хотя и тогда по существующим нормативам мы не достигнем желаемых результатов в зарплате. Сейчас, например, на счете осталось 64 рубля, премиальный фонд мы не выплачиваем, денег на него просто не остается.
Почему у нас складывается такая ситуация? Потому что мы хотим сохранить гимназию такой, какая она есть сейчас. У нас параллельно с общешкольными преподаются предметы художественно-эстетического цикла, и дети, у нас почти 600 учеников, имеют возможность заниматься по четырем направлениям: художественное, хоровое, хореографическое и оркестр русских народных инструментов. Причем и оркестр, и хор «Россияночка» имеют звание народного, что говорит об уровне подготовки.
Что остается нам в этой ситуации? Просить область о дополнительных средствах, что я и сделал.
Сергей ИСАКОВ, директор школы деревни Нагово, Старорусский район, Новгородская область: Меньше «единицы» не получит никто
Зачастую успех того или иного нововведения зависит от психологического фактора, от отношения к нему педагогического коллектива. В сентябре этого года наша школа полностью перешла на НСОТ, при этом некоторым учителям из-за наполняемости классов, не соответствующей норме в 14 человек, были установлены уменьшающие коэффициенты к заработной плате. Например, при наполняемости класса 7-8 человек коэффициент был равен 0,76. Учителя восприняли это достаточно болезненно. И действительно: ведь если этот коэффициент призван определить интенсивность труда учителя, то по логике есть ли существенная разница между тем, 14 или 13 учеников сидят за партами в классе? Почему эта минимальная разница без учета других факторов сразу же автоматически влияет на зарплату педагога?!
Но вот в ноябре в области произошел пересмотр коэффициентов. Были введены новые – не понижающие, а, напротив, повышающие. И это сразу же повлияло на психологическую обстановку в нашем коллективе. Теперь, если в классе меньше 14 учеников, педагог все равно получит коэффициент «единица», денежное выражение которого осталось прежним. При этом за каждого ученика в классе введены повышающие коэффициенты. Пусть это небольшие суммы, но играет свою роль психологический фактор: на оптимистичный лад настраивает даже сам термин «повышающий коэффициент» взамен прежнего, понижающего. Нашим учителям уже произведен перерасчет заработной платы по новым коэффициентам, причем начиная не с ноября, а с сентября. Идут разговоры о том, что ожидается увеличение базового коэффициента, что тоже, конечно, повышает настроение педагогам. Правда, здесь возникает единственное замечание, опять-таки логическое: почему, если число учеников в классе выше 14, за каждого последующего ученика уже не начисляется повышающий коэффициент? У нас в школе есть, например, класс, где учатся 21 человек. Интенсивность труда педагога там явно выше, чем в классе, состоящем из 14 учеников.
Я считаю, что администрация школы должна самостоятельно, вне зависимости от внешних факторов, стараться улучшить психологическую обстановку в коллективе. Так, в нынешнем учебном году в наши дружные ряды влились сразу восемь новых педагогов, пришедших в результате реструктуризации из других школ района. Формально подходя к вопросу, мы могли бы не назначать им надбавки за результативность труда до конца учебного года, так как они только начали работать. Однако администрация учла результаты, которые эти педагоги показали в прошлом учебном году в своих школах, и на равных основаниях начислила им соответствующие надбавки.
Комментарии