search
main
0

О новой информатике. Блокчейн, нейросети, большие данные и другие загадки IT-индустрии

​Как это часто бывает, под конец года мы подводим итоги, загадываем желания, строим планы, ставим новые цели. Так произошло и в нашей школе. Во время совещания в последний учебный день перед новогодними каникулами преподаватели обобщали промежуточные результаты своих учеников. В конце обсуждения педагоги посмотрели вебинар Департамента образования Москвы, на котором впервые услышали об олимпиаде «Новый учитель новой информатики». Конечно, для каждого специалиста такие конкурсы – это вызов, требующий проявить свои компетенции, знания, находчивость. С этого момента у нас появилась новая цель!

Отборочный этап был заочным. Задание: создать видеоролик – визитную карточку, послание о том, какой информатика как учебная дисциплина должна быть в будущем. Самой сложной задачей для меня оказалось выбрать темы, являющиеся на данный момент передовыми в развитии информационных технологий. Не скрывая, нужно заметить, что школьный учитель отдален от реальностей работы в IT-индустрии. Вместе с тем поддерживать актуальность знаний во всех областях сейчас особенно необходимо для успешной работы с детьми, тем более в таком современном и системообразующем предмете, как информатика. Тут хочется отметить необычайное мастерство некоторых конкурсантов в создании видеороликов: использование спецэффектов, подборка звукового ряда, переходы, наложение текста. В связи с этим даже был учрежден отдельный приз зрительских симпатий. Первый этап состоял из двух туров: индивидуальное и групповое программирование. Все этапы проводились на площадке ТемоЦентра. Тур индивидуального программирования проходил в режиме онлайн-проверки на базе системы «Яндекс.Контест», специально созданной для проведения олимпиад и соревнований по программированию. Существенное преимущество этой площадки – наличие более двадцати языков программирования, которые поддерживает система. Как на любых олимпиадах в данной области, ограничения по используемой памяти и времени исполнения программы сделали выбор языка в некоторых задачах ключевым моментом. К примеру, используемый многими современными учителями язык Python оказался неудовлетворительным, а стандартный для обучения Pascal проявил себя прекрасно. Многие задачи, написанные на этом языке программирования, система принимала, а аналогичные алгоритмы на Python не проходили проверку. Не всем конкурсантам понравилась формулировка задач, которая была не вполне однозначна. Лишь методом проб и ошибок иногда получалось понять, что хотели увидеть авторы задач в решении. Тур получился тяжелый, но интересный. У меня возникли аналогии со сдачей ЕГЭ по информатике – также четыре часа напряженной работы. В следующем туре оставшихся участников разделили на команды по четыре человека. Тема для работы назначалась случайно. Нашей группе выпало «Волонтерство и социальные проекты». Задание заключалось в том, чтобы разработать приложение согласно определенной тематике. Остальные варианты не менее интересны: профессия будущего, приложения для школы, приложения в помощь учителю, приложения, повышающие мотивацию школьников. Участники конкурса признательны организаторам за то, что по каждому из направлений были приглашены кураторы – специалисты в данной области. Наш нам очень помог. Имея большой опыт работы в добровольческом движении, куратор Мария ответила на все вопросы по детскому волонтерству в России и с точки зрения законов РФ, и с точки зрения организации различных акций. Система оценивания была такова, что даже без создания рабочего приложения у нашей группы была возможность набрать достаточное количество баллов для победы. Мы детально проработали свою идею, обосновали необходимость создания приложения, создали техническое задание, отрисовали интерфейс приложения. Однако среди шести команд оказались вторыми. Команда, занявшая первое место, смогла создать действительный прототип работающего приложения, они настоящие профессионалы!Второй этап оказался волнительным. По требованиям олимпиады каждый участник должен был привезти свой робототехнический набор для прохождения вполне стандартных испытаний по робототехнике. У меня был опыт работы с уже морально устаревшим LEGO RCX, но в школе на момент соревнований имелось несколько современных наборов LEGO NXT. Пришлось в кратчайшие сроки осваивать эту версию роботов. Как оказалось, у многих участников была подобная ситуация. Задания были интересные и сложные, по различным областям деятельности: логистические задачи, умный дом, бытовая робототехника, образование. Наиболее привлекательной мне показалась логистическая задача: перевод штрих-кода в двоичное число. Далее следовало логистическое решение по перемещению предмета, а верным ключом служило двоичное число. Организаторы предусмотрели, что в балльный зачет идут не только конкретные реализации, но и групповая работа, свежие идеи, к примеру, решение транспортных проблем в мегаполисе. В основном группы, сложившиеся в предыдущем туре, работали вместе. На данной стадии участников осталось немного, но соревновательный дух не вытеснил главное: дружеское отношение и взаимопомощь коллег, ведь все участники конкурса – учителя единой московской системы образования.Заключительный этап в некоторой степени стал неожиданностью. Вначале финалистам представили темы уроков, которые случайно будут распределены между участниками. Сюрприз заключался в том, что среди тем были те, которые прозвучали еще в видеороликах отборочного этапа: создание игр, технология блокчейн, нейросети, большие данные. Победителями стали более опытные конкурсанты, имевшие результаты работы в Московской электронной школе. В итоге каждый участник олимпиады получил сертификат об участии с отметкой о достижении своего уровня.В те дни, когда проходили соревнования, современное оснащение МЭШ пришло и в нашу школу. Сейчас размещается оборудование, коллеги проходят обучение по методам работы в технологичной системе. Есть над чем трудиться. Новый учебный год – новые цели! Наталия ЗАХАРОВА, учитель информатики школы №763;Александр БОРИСОВ, директор школы №763

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте