search
main
0

О модных профессиях, рынке труда и специализации. Какое будущее ждет выпускников российских вузов?

Вопрос «кем быть?» периодически сопровождает наших детей, начиная от дошкольного возраста, когда каждый взрослый считает своим долгом спросить у малыша: «А кем ты будешь, когда вырастешь?», и заканчивая мучительными поисками ответа на этом вопрос в выпускных классах школы. Но, оказывается, вопрос «кем быть?» не теряет актуальности, даже когда студенческий экватор уже пройден и на носу написание диплома. В последнее время принято объяснять такую неопределенность в своем же будущем всеобщей инфантильностью нынешних молодых людей. Я и сама так думала, начиная работу над статьей. Но разубедилась в этом, пообщавшись со студентами и преподавателями.

О том, кем быть, Ярослава знала уже в шесть лет. Врачом. Но ее не поддержала мама, и сегодня девушка – студентка третьего курса Южного федерального университета по специальности «международные отношения», а по совместительству еще и бариста в известной сети кофеен. Работать пошла от желания большей самостоятельности, чтобы деньги были и чтобы распоряжаться ими по своему усмотрению. О том, чтобы работать по специальности, пока не думала, да и честно признается, что не совсем представляет, где такая работа в Ростове возможна. Максимум, на что может рассчитывать студент или выпускник ее факультета, – визовый центр. Еще возможна работа в консульстве, но, чтобы туда попасть, говорит Ярослава, нужно выдержать огромный конкурс.Среди одногруппников студента третьего курса филологического факультета РУДН (специальность «PR и связи с общественностью») Арсения немного работающих. Если и работают, то в основном тоже не по специальности.«Небольшое количество моих одногруппников по окончании вуза точно собираются работать по специальности. А большинство не знают, чем будут заниматься. У многих ощущение неопределенности. Мы учимся на какую-то профессию, но не до конца уверены, что хотим именно этим заниматься», – признается Арсений.По его словам, первоначальное романтичное представление о будущей профессии разбилось о реальные факты.«Некоторые люди действительно занимаются продвижением чего-то, созданием бренда, если говорить о пиаре образа, но я также узнал, что большая часть людей, причем с высшим специальным образованием, которые работают в этой сфере, занимаются заполнением эксель-документов, перепиской и всякой очень скучной, рутинной работой. Я представлял себе эту профессию несколько иначе», – рассказывается третьекурсник.По словам заместителя завкафедрой философии языка и коммуникаций философского факультета МГУ имени Ломоносова Александра Сегала, то, что в двадцать лет молодые люди не знают, чем они хотят заниматься в будущем, нормально. Старший научный сотрудник признается, что отлично помнит, каким был сам на третьем курсе, что совершенно не представлял, кем будет по окончании вуза. А потому бросил учебу, отслужил в армии, а затем поступил, но уже в другое учебное заведение. При этом Александр Петрович обращает внимание на другое качество современных молодых людей, которое многим кажется той самой пресловутой инфантильностью.«Поколение, которое называет себя потерянным, которое не определилось в своем будущем, по крайней мере, это значит, что оно думает. То есть оно сомневается. Сомнение – это первый признак размышления», – убежден Сегал.А в целом, по признанию педагога, ни студенческие типажи, ни жизненные сценарии не изменились со времен его студенческих лет. Изменились способы получения информации, да и разделение на бюджетников и платников внесло существенные коррективы. Но это уже другая история.Преподавателей вузов сегодня беспокоит другое – многие выпускники средних школ приходят в высшую школу, действительно не совсем понимая, куда они пришли и, главное, зачем.«От балды поступают в вузы многие. Мы стараемся, чтобы этот процент уменьшился. Дело в том, что ЕГЭ у выпускника, как золотой слиток, он им может расплатиться везде. И поэтому начинается подача документов, условно говоря, на юридический факультет, не получается – иду на экономический, если туда не получается – иду на исторический или на философский. Очень многие молодые люди попадают на факультеты гуманитарные, потому что не набрали достаточное количество баллов, чтобы поступить на юрфак. Когда мы знакомимся с первокурсниками, обязательно попадаются несколько человек, которые признаются: «Ну я на самом деле поступал в другое место», – рассказывает Александр Сегал.А если поступаешь в вуз наобум, то о каком представлении о будущей профессии может идти речь?!«К окончанию школы твердого конкретного желания, кем быть, у меня не было. Пиар, журналистику выбрал, потому что это было мне наиболее близко», – подтверждает слова педагога Арсений.Счастливы те родители, у которых дети с детства знают, кем будут, и неотступно следуют своей мечте! Но таких немного. Большинство выпускников проходят через непростой путь самоопределения и самоутверждения.Так случилось у Антона, ныне студента Московского экономического института. Свой путь к профессии он начал после 9‑го класса школы, поступив на специальность «радиоаппаратостроение» в колледж Владимирского государственного университета. На втором курсе понял – «самообразованием и беседами с преподавателями достигалось гораздо больше, чем на парах». Антон признается, что никогда не понимал, чем именно хотел бы заниматься, «просто хотелось самовыразиться и творить». А потому после колледжа не стал переводиться в тот же вуз, а сдал ЕГЭ и подал документы в Москву. В желаемый вуз – МИРЭА – не прошел, пошел по запасному варианту – РУДН. Но и тут его постигло разочарование в учебном процессе. А вместе с этим пришло и новое увлечение.«Графически дизайн пришел ко мне в жизнь из-за занятий музыкой, нужно было кому-то делать обложки к трекам и афиши для выступлений. Так и начал сотрудничать с клубами и работать. Спустя полтора года я был уже опытным графическим дизайнером и конкретным должником по учебе на грани отчисления», – рассказывает Антон.И он снова все начал сначала – пошел учиться на абсолютно другую специальность и работать дизайнером в одну из крупнейших мировых компаний.Дизайн, кстати, сегодня одна из модных профессий. Ну примерно как несколько лет назад было модно идти учиться на юристов и бухгалтеров. Это подтверждает преподаватель курса дополнительного образования Института бизнеса и дизайна Виктория Малышева, сама успешный дизайнер.«Мои студенты уже более или менее взрослые люди. Некоторые пришли практически сразу после вуза, но таких не очень много. В основном это женщины. Как правило, те, которые ушли в декрет, а потом вышли из него и решили полностью изменить профессию, не вернулись к прежней работе. Статистика показывает, что это в основном юристы и экономисты, таких много. Есть некоторое количество технических профессий, инженеры, скажем, или выпускники строительного института, после которого отправляются приобрести художественное образование, фактически расширяют профессию», – рассказывает Виктория.Ее студенты выбрали первое образование на волне модных на тот момент профессий, но, когда поняли, что таких, как они, на рынке труда много, решили сменить специальность. Правда, снова на модную, с ореолом красивости и интересности, в которой, кстати, найти свою нишу не так уж и легко.О том, что необходимо заниматься профориентацией будущих абитуриентов на перспективу, убеждены в Министерстве образования и науки РФ, где призывают учителей рассказывать школьникам о профессиях, которые только появляются, а не о профессиях сегодняшнего дня.«Сейчас стоит серьезный вызов перед системой образования – догонять экономику, это задача номер один. Дети говорят нам: «Рассказывайте про профессии сегодняшнего дня», но если мы будем делать так, то через пять-восемь лет, когда они выйдут на рынок труда, каких-то профессий уже может не быть. Поэтому нам нужно говорить с детьми о тех профессиях, которые только появляются», – сообщила во время недавней поездки в Курскую область замминистра образования и науки РФ Ирина Потехина.По ее словам, это нужно для того, чтобы выпускники школ через пять лет были востребованными на рынке труда.Сегодня рынок труда перенасыщен специалистами гуманитарной сферы, считает третьекурсник Арсений, который планирует заняться активными поисками работы во втором семестре четвертого курса.«Я думаю, что сложно будет найти работу. Потому что рынок перенасыщен гуманитарными специальностями. Потому что государственного регулирования нет. Если, например, на технические специальности очень много предложений от государства, есть запрос на них, то на гуманитариев такого запроса нет. К тому же здесь важны связи и все такое. Думаю, придется проявить настойчивость, обойти много компаний, попытаться себя продать», – делится планами на будущее Арсений.«На третьем курсе они потихонечку начинают работать, в основном для практики. Достаточно много народу начинает подыскивать себе работу к четвертому курсу, и в связи с этим у них самих возникает много проблем, особенно во время выпускной работы, которая требует концентрации, и по дороге на работу ее не напишешь», – предостерегает таких, как Арсений, Александр Сегал.На факультете, где он преподает, работающих по специальности студентов где-то 20‑25%, не больше, по окончании трудоустраиваются процентов 70. И это, по мнению Александра Петровича, хороший показатель. Правда, статистику эту преподаватели ведут по собственной инициативе. Как таковая система государственного заказа уже не работает. Вуз оказывает образовательную услугу частному человеку, который, получив определенный набор компетенций, самостоятельно идет на рынок труда в поисках работы.«Сейчас уже все понимают, что надо этот процесс снова сшивать. Вуз и работодатель должны договариваться между собой о том, чтобы выпускников взяли на работу, и присматривать за ними, как они устроились», – считает преподаватель МГУ.Одним словом, студента нужно вести некоторое время по жизни, считает Александр Сегал. А чтобы ему было легче сориентироваться в своей будущей профессии, с которой в семнадцать и даже в двадцать лет определиться нелегко, ему сперва необходимо дать фундаментальное базовое образование, а уж затем приступать к обучению специальности.«Ведь раньше была система, когда только на третьем курсе начиналась специализация по кафедрам, было мощное общее образование. В этом смысле система специалитета была более логичной. А система бакалавриата и магистартуры нелогична. Последнее время университеты предлагают: давайте возродим специалитет», – говорит Сегал.Выходит, что разговоры об инфантильности молодого поколения сильно преувеличены. Проблема во всей системе высшего образования – от профориентации школьников и специализации студентов-старшекурсников до госзаказа и так называемого ведения вузами своих выпускников. А пока готовился материал, Ярослава решила уйти с работы. Она мечтает изучать лингвистику в магистратуре одного из столичных вузов. Арсений с магистратурой еще не определился, хотя тоже намерен изменить изначально выбранную специализацию. «Со страхом в душе я сделал свой выбор, сделал шаг и иду по новой дороге до сих пор», – подытоживает наш разговор Антон.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте