Уважаемые преподаватели, учащиеся и родители!
“Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование” объявляют шестую олимпиаду по граждановедческим дисциплинам. В ней могут принять участие школьники 6-11-х классов. Олимпиада будет проходить в два тура. Сначала все желающие должны в письменной форме ответить на предлагаемые нами вопросы для трех возрастных групп: 6-7-е классы, 8-9-е классы и 10-11-е классы. Ответы на каждый вопрос не должны превышать объема 1 стр., а вся работа – 25 страниц. Их нужно напечатать или написать разборчивым почерком. Работы присылать по адресу: 103012, Москва, Ветошный переулок, 13-15, “Учительская газета” с пометкой “Олимпиада” не позднее 1 апреля (по почтовому штемпелю). Укажите свой домашний адрес, адрес школы, класс, в котором вы учитесь; контактные телефоны, фамилию и имя учителя, который вас готовил.
Среди присланных работ по каждой номинации будут отобраны 15 лучших, и победители со своими учителями приедут на второй тур олимпиады, который состоится в Москве в мае 2002 года (все расходы по транспорту и проживанию берет на себя Ассоциация “За гражданское образование”). Список победителей будет опубликован в “Учительской газете” и приложении “Граждановедение”. Поступившие на первый тур работы должны соответствовать, кроме других критериев, формальным требованиям (объем, сроки, оформление); обоснованность ответа – аргументированность, подтверждение собственных мыслей примерами из истории и/или современной жизни; точность ответа (не следует выходить за рамки поставленного вопроса); логическая последовательность; оригинальность мышления и оформления ответа; научность, широта знаний (не только в области обществознания, но и в других дисциплинах); умение выделять главное, делать выводы; умение анализировать и сравнивать документы; видение сути проблемы; отделение фактов от субъективного мнения; видение альтернативных вариантов решения той или иной проблемы.
В этом году будет продолжена понравившаяся участникам олимпиады прежних лет традиция – в качестве отдельного задания творческая работа по проблемному вопросу. Старшеклассникам мы предлагаем поразмышлять о причинах и последствиях трагических событий 11 сентября 2001 года в США. А младшие школьники выскажут свое мнение о том, какой бы они хотели видеть Россию в будущем.
Появились и новшества. В этом году тема “Демократия” не выделяется отдельно, а становится рамкой для рассмотрения различных направлений общественной жизни. Кроме того, впервые в качестве отдельных тем выделены “Толерантность” и “Экономическая сфера жизни общества”.
Второй тур олимпиады пройдет в мае 2002 г. (сроки будут уточнены в дальнейшем) и будет состоять из двух этапов. На первом победители заочного тура будут письменно отвечать на поставленные перед ними вопросы, а на втором – пройдут устные испытания. А для учителей, приехавших вместе с ребятами, будут организованы семинары, на которых выступят лучшие специалисты в области гражданского образования.
Приглашаем всех желающих участвовать в олимпиаде и желаем успеха!
6-7-е классы
I. Конституция. Права человека и демократия
1. Что такое государственные символы? Нужны ли символы государству? Почему?
2. Как вы думаете, что должен любить патриот: Родину или государство? Есть ли разница между этими понятиями? Ответ обоснуйте.
3. Что такое презумпция невиновности? Как вы думаете, почему презумпция невиновности названа среди необходимых для человека прав, вошедших во Всеобщую декларацию прав человека?
4. Что такое конституция? Какова ее роль в демократическом государстве?
5. В Конституции РФ записано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Как вы это понимаете?
II. Избирательное право и демократия
1. Каково значение выборов в демократическом обществе?
2. Что такое избирательное право граждан?
3. Какую роль играет открытость в деятельности избирательных комиссий? В чем она может проявляться?
4. Почему выборы являются важнейшим признаком демократии?
5. По Конституции РФ граждане России обладают избирательным правом с 18 лет. Как вы считаете, не надо ли снизить избирательный возраст?
III. Права ребенка и демократия
1. Где разумнее организовывать детские ассоциации: в школе или вне ее? Почему?
2. Какие ваши права соблюдаются и нарушаются в семье? Почему?
3. Что наиболее важно из того, что могут сделать взрослые для своего ребенка?
4. Кому больше нужны права в школе – учителю или ученику? Ответ аргументируйте.
5. Какие международные документы о правах ребенка вы знаете? Почему появление этих документов стало необходимым? Каково их значение?
IV. Толерантность и межнациональные отношения
1. Должны ли люди всегда проявлять терпимость к другой точке зрения? Почему?
2. Какие нормы взаимоотношений между людьми вы считаете уместным сохранить, а может, и возродить в наше время и можно ли это сделать? Почему? Что бы вы не хотели возрождать ни при каких обстоятельствах, почему?
3. В последнее время в мире все больше внимания уделяется толерантности, толерантным отношениям. Толерантность – это способность уважать права других, считаться с мнением других людей. Как культура толерантности должна проявляться в классе, в жизни семьи? Ответ аргументируйте.
4. Что вы знаете о дискриминации по национальному признаку? Приведите примеры. Как вы к этому относитесь?
5. Что такое нетерпимость? Может ли проявление нетерпимости привести к нарушению прав человека? Приведите примеры, обоснуйте свой ответ.
V. Эссе по теме: “Каким бы вы хотели видеть российское общество через 10 лет”.
8-9-е классы
I. Конституция. Права человека. Демократия
1. В статье 3 Конституции Российской Федерации сказано: “Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы”. Как вы это понимаете? Как по-вашему, всегда ли выборы и референдумы отражают действительную волю народа?
2. Согласны ли вы с утверждением Жан Жака Руссо: “Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам”? Как по-вашему, что означает понятие “сильное государство”?
3. В последнее время все большее число людей относятся к правам человека как к общечеловеческим ценностям. Как по-вашему, могут ли права человека выступать в качестве общечеловеческих ценностей?
4. Писатель О. Хаксли считал: “Мысль о равенстве может в наше время прийти в голову разве что буйно помешанному”. Согласны ли вы с данным мнением?
5. Как по-вашему, зависит ли степень реализации прав человека от уровня социально-экономического и культурного развития общества? Аргументируйте свой ответ.
II. Избирательное право и демократия
1. Члены Центральной избирательной комиссии России в равных долях назначаются Президентом Российской Федерации, Государственной Думой и Советом Федерации. Почему?
2. Какие цензы существуют в избирательных системах разных стран? Что вы знаете об избирательных цензах в современной России? Как вы считаете, не ущемляет ли права граждан наличие избирательных цензов?
3. Какая избирательная система существует в Российской Федерации? Как по-вашему, способствует ли она развитию демократии в Российской Федерации?
4. В каких формах может осуществляться предвыборная агитация, чем они отличаются друг от друга? Какие существуют ограничения для проведения агитации избирателей? Как по-вашему, не являются ли эти ограничения одновременно и ограничением демократии?
5. Во время избирательной кампании нередко можно услышать понятие “административный ресурс”. Что это такое? Как по-вашему, не является ли наличие административного ресурса у одного из кандидатов свидетельством неравноправия кандидатов на занятие выборной должности? Как по-вашему, можно ли лишить людей права пользоваться административным ресурсом?
III. Экономика и демократия
1. Крупнейший экономист ХVIII века А. Смит считал, что экономическое соперничество и возникающие вследствие него столкновения между социальными классами способствуют развитию общества. Подтвердите или опровергните точку зрения ученого ХVIII века.
2. Коммунисты считают, что наличие частной собственности и демократия несовместимы. Представители либеральной идеологии, напротив, считают невозможность демократии при отсутствии частной собственности. Чью точку зрения разделяете вы? Обоснуйте свою позицию.
3. Чем вы можете объяснить, что вопрос о частной собственности на землю вызвал ожесточенные споры в Государственной Думе? Как вы считаете, введение частной собственности на землю будет способствовать развитию демократии в России или приведет к разграблению России?
4. Существует мнение, что безудержное развитие потребления в обществе ведет к его духовному обнищанию. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Почему?
5. Некоторые социологи утверждают, что наличие большого слоя среднего класса – залог социальной стабильности в обществе и его духовного развития. Подтвердите или опровергните данное утверждение.
IV. Толерантность и межнациональные отношения
1. В чем, по вашему мнению, причины межнациональных конфликтов и каковы возможные пути их преодоления?
2. В последнее время все чаще можно услышать понятие “мужской шовинизм”. Что под ним понимается? Каковы его причины?
3. В некоторых странах развитой демократии не запрещается действие деструктивных партий, например фашистской, тогда как, по Конституции РФ, действие подобных партий находится под запретом. Как вы думаете, не вступает ли тем самым Конституция РФ в противоречие с принципами демократии?
4. Особенно тяжелыми формами проявления нетерпимости ученые называют расизм, ксенофобию, этноцентризм, агрессивный национализм, религиозный фанатизм, тоталитаризм, сексизм. Дайте определение одной из названных форм нетерпимости, приведите примеры ее проявления в жизни современного сообщества.
5. Согласны ли вы с утверждением некоторых психологов, что такие проявления в школьной жизни, как задиристость, эмоциональное и словесное давление, есть проявление нетерпимости? Кто из участников образовательного процесса чаще использует подобные методы воздействия: учителя или сами учащиеся? Есть ли пути преодоления данных негативных явлений в школьной жизни?
V. Эссе: “Трагедия 11 сентября 2001 года и мировое сообщество в ХХI веке”.
10-11-е классы
Конституция и демократия
1. Какие изменения государственного устройства в России произошли за последние два года? Каково ваше отношение к этому?
2. В статье 1 Конституции РФ говорится, что Россия – демократическое государство. Какие демократические ценности являются наиболее важными для современной России?
3. Цель создания демократического общества оправдывает любые средства ее достижения?
4. Прошло 10 лет с момента распада СССР. Как вы относитесь к этому событию?
5. Если бы был учрежден орден “Патриот России”, за какие заслуги вы бы предложили им награждать?
Избирательное право и демократия
1. Какие партии в наибольшей степени отражают интересы молодежи в современной России?
2. Как следует бороться с абсентеизмом в демократическом обществе?
3. Некоторые политические деятели в последнее время стали говорить о необходимости продления срока полномочий Президента РФ. Как вы к этому относитесь? Что вы знаете о сроках президентских полномочий в других странах?
4. Какие типы политических лидеров наиболее популярны в современной России? Почему?
5. Какие проблемы могут быть решены с помощью выборов?
Права человека и демократия
1. Что такое право на частную жизнь и как оно, на ваш взгляд, должно соблюдаться в школе?
2. Как влияет становление гражданского общества на соблюдение прав человека в России?
3. Влияет ли наркомания на национальную безопасность России? Почему?
4. Что такое толерантность и в чем она проявляется?
5. Что понимается под культурой мира и ненасилия?
Экономика и демократия
1. Какие 5 основных экономических задач следует решить России в первую очередь?
2. Должна ли продолжаться глобализация экономики?
3. Как вы относитесь к введению евро? Каковы аргументы сторонников и противников этого решения?
4. Какие международные экономические организации вы знаете и что вы знаете об их роли?
5. Назовите положительные и отрицательные стороны экономического кризиса в России в августе 1998 г.
6. Какими экономическими знаниями должен обладать каждый человек в современном цивилизованном мире?
Эссе: “Трагедия 11 сентября и мировое сообщество в ХХI веке”.
Комментарии