search
main
0

О механике внутреннего взаимодействия заместителя директора по воспитанию и педагогического коллектива

Искусство организации взаимодействия, его механика, работающая на достижение цели, задач и планируемых результатов, – одна из значимых компетенций в деятельности руководителя в работе с коллективом, в том числе педагогическим.

 

У заместителя директора по воспитанию довольно сложный объект управления. В условиях образовательного пространства он организует и управляет деятельностью педагогов – классных руководителей. Они, в свою очередь взаимодействуя между собой, организуют деятельность детей, которые взаимодействуют друг с другом и со своими родителями. А родители тоже взаимодействуют: со своими детьми, между собой и с педагогами. Для заместителя директора важно решить поставленные задачи и добиться достижения результата, который будет соответствовать запланированному, значит, нужна механика взаимодействия. Такая механика должна обеспечить единое смысловое поле для всех его участников. Взаимодействие должно осуществляться циклично, на регулярной основе, быть систематическим, в зависимости от задачи к ее решению могут подключаться различные участники.

Организационно-управленческий инструмент, который отвечает всем перечисленным выше параметрам и позволяет заместителю директора с определенной периодичностью взаимодействовать с педагогическим коллективом по курируемым направлениям деятельности, – это цик­ло­грам­ма, которая составляется на календарный месяц. (См. таблицу.)

Структура циклограммы соотносится с функциональными обязанностями заместителя директора и состоит из двух основных частей:

– ключевые направления деятельности: позитивная социализация и профилактика негативных проявлений и социальных рисков;

– субъекты взаимодействия: сотрудники, находящиеся в непосредственном подчинении заместителя директора: классные руководители, социально-психологическая служба, воспитатели дошкольных групп, советник по воспитанию.

Чтобы выстроить систему взаимодействия, для начала важно определить периодичность встреч с педагогическим коллективом. Целесообразно встречаться два раза в месяц, первый раз по вопросам позитивной социализации, второй – по вопросам профилактики.

Следующий, не менее важный, шаг состоит в том, чтобы определить формы взаимодействия. Их выбор будет зависеть от задачи, которую педагогическому коллективу предстоит решить. Если задача сложная, многоступенчатая, то это могут быть совещания, рабочие группы. Если задача простая, по большей части исполнительская, то подходит форма инструктивного совещания.

Третий шаг – это определение круга педагогов, включенных в решение задачи. Здесь возможны варианты. Могут быть проведены как совместные встречи, так и отдельные, по категориям специалистов. Если заместителю директора нужно поставить перед коллективом сложную задачу, которая требует подключения ресурсов различных специалистов, когда нужно создать единое «поле смыслов» и выработать общую стратегию, тогда постановка такой задачи может происходить на совместной встрече педагогического коллектива. Если же нужно проконтролировать выполнение уже налаженного, практически вошедшего в рутину процесса, тогда оптимально провести встречи по категориям специалистов. (См. таблицу.)

Однако при решении любой задачи возникают вопросы, порождающие разногласия, явное или скрытое сопротивление, которое влияет на общий результат. Поэтому наряду с циклограммой в механике взаимодействия принципиальное значение имеет управление коммуникацией. В организационной психологии хорошо известен феномен, который можно описать с помощью трех цветов светофора:

– у большинства людей в коллективе поставленная задача вызовет вопросы и потребует конкретизации (желтый);

– у некоторых вызовет сопротивление (красный);

– немногие сразу примут задачу и будут готовы приступить к ее решению (зеленый).

Управление коммуникацией предполагает, во-первых, прояснение позиций, а во-вторых, синхронизацию позиций через переход из области вопросов в область согласия. В зависимости от масштаба задачи и условий ее решения этот переход может осуществляться напрямую: задали вопросы, получили ответы, все поняли, пошли работать. А могут вскрыться противоречия, и нужно будет скорректировать отдельные точки зрения, найти компромисс, через который будет достигнуто согласие. (См. схему.)

Таким образом, понимая механику взаимодействия, владея ею, заместитель директора способен прогнозировать и проектировать результат даже в таком сложном, многогранном и многоаспектном деле, как организация воспитательной деятельности.

Анастасия КУЗНЕЦОВА, Инесса ФОКИНА, заместители директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте