О челябинском физико-математическом лицее №31 и его директоре Александре Евгеньевиче Попове знают не только в Челябинске, но и по всей России. Попов – человек-легенда, о нем много говорят и много пишут, его фразы становятся афоризмами. Совсем недавняя история превратилась почти в легенду, вызвав бурное одобрение у всего интернет-сообщества, моментально облетела всю страну. Попову пришло распоряжение из полиции – дать полную информацию об учащихся кавказской национальности, их адреса. Александр Евгеньевич ответил коротко и концептуально: «В нашем лицее одна национальность – математика».
Физики и лирикиТалантливый человек талантлив во всем. Александр Евгеньевич не только математик от Бога, замечательный педагог и мудрый директор, он ведь еще и автор многих книг, поэт и прозаик, член Союза писателей России. Главное, чему он учит своих учеников, – мыслить нестандартно, быть креативным и видеть то, чего не видят другие. «Скорая педагогическая помощь» – гласит надпись на его кабинете. Он не жалеет времени на общение с учениками и их родителями. Кроме того, свои педагогические взгляды выражает в книгах «Мишкины ладошки», «Хулиганские дроби», «Репетиторство».- Знаете, я ведь и своих учителей сделал чуть ли не поголовно писателями, – с гордостью говорит директор. – У нас задумана серия книг, я написал «Мамуматематику», мои коллеги «Папуфизику», «Тетушкугеографию», «Бабушкусловесность»…- А дети пишут?- А как же, вот Антон Орел (это его псевдоним) написал «Дневник 11-классника».Оказалось, к литературе здесь вполне профессиональный подход: во-первых, в лицее весьма популярна литературная студия, которую ведет член Союза писателей Константин Рубинский, во-вторых, ребята имеют возможность общаться с известными современными писателями вживую, в гостях у физматлицея были, оказывается, даже Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, Павел Басинский, Роман Сенчин. Третий год в лицее реализуется проект «Открытая книга».- Я хотел бы, чтобы мои дети общались с талантливыми людьми, учились мыслить нестандартно, – поясняет Александр Евгеньевич.Привычный взгляд на математику как на трудный и скучный предмет после беседы с Александром Евгеньевичем меняется кардинально. Примечательно, что всех учеников, поступающих в лицей, Попов тестирует сам, разумеется, подключая потом и других преподавателей – физики и информатики.- Я должен убедиться в первую очередь сам, что ребенок умеет думать, – говорит мне Александр Евгеньевич. Кстати, беседуя со мной, Попов параллельно общался с девятиклассником Женей Шлыковым, который пришел вместе со своей мамой записываться в 31-й физматлицей из другой челябинской школы.- У нас нет начальной школы, чтобы найти талантливых ребят, мы проводим на базе лицея воскресную физико-математическую школу, – рассказывает Александр Евгеньевич. – Это дает нам возможность собрать талантливых детей со всего города. Между прочим, из 507 учеников лицея 75 процентов – мальчишки, – улыбается директор. – Все-таки математика не женская наука.Вообще-то математика – это лишь язык, без которого невозможно постичь физику, мы не просто изучаем эту науку углубленно, но и ведем серьезную научно-исследовательскую деятельность в различных направлениях физики. Благо материально-техническое оснащение наших лабораторий позволяет это сделать.В изобретатели – со школьной скамьиЛаборатория научных исследований и современных технологий поражает своим современным высокоточным оборудованием, оно позволяет выполнять практически любые измерения, в составе лаборатории есть аэродинамический стенд, сканирующий атомно-силовой микроскоп, высокоскоростная видеокамера, высокоточные станки с ЧПУ и 3D-принтером для изготовления установок любой сложности. Научным руководителем лицея является выпускник МФТИ Алексей Владимирович Горшков. Примечательно, что сейчас уже ведутся работы по оформлению патента на изобретения в области физики плазмы.Заглядываем на урок физики в девятый класс.- Ребята, не жалеете, что столько времени тратите на математику и физику, тогда как ваши ровесники из других школ гуляют по улицам или играют в компьютерные игры?- Учиться здесь непросто. Но я так рад, что поступил в лицей, учиться тут так интересно, – искренне признается Никита Рыжов. Никита, как оказалось, не только способный в учебе, но и отличный спортсмен, занимается легкой атлетикой, недавно получил диплом II степени на IV Молодежных спортивных играх стран АТЭС во Владивостоке.- Конечно, с нашими ребятами работать одно удовольствие, – говорит учитель физики Андрей Владимирович Фокин. – Они мотивированы к учебе, их не надо заставлять учить предмет из-под палки, моя миссия – заинтересовать какой-то научной проблемой, направить ребенка в нужное русло.- Наверное, секрет успеха лицея в том, что у меня очень много вузовских преподавателей, – включается в разговор директор школы, – они работают по совместительству, приезжают читать отдельные лекции или темы.То, что с талантливыми детьми должны работать талантливые педагоги, – факт неоспоримый. Средний учитель вряд ли может подготовить одаренного ребенка к состязаниям всероссийского и международного уровней. Лицей же может гордиться своими тремя победами на Международном конкурсе «First step to Nobile prize in physics». Последнюю в 2011 году завоевал нынешний одиннадцатиклассник Иван Маслов. Иван идет на золотую медаль, в будущем собирается поступать в Физтех и заниматься прикладной физикой. Кроме того, на счету лицея 15 побед на финале конкурса «Шаг в будущее».Как и во многих образовательных заведениях области, в 31-м физматлицее ребята занимаются робототехникой. Однако здесь это иной уровень.- Мои ученики умеют составлять сложные программы для станков, различных манипуляторов, конструируют андроидных роботов. Они знакомятся также с основами кибернетики и мехатроники, чего практически нет в программах других школ, – с гордостью говорит Александр Евгеньевич. – Кстати, все мои преподаватели информатики в основном пришли из технических вузов, это дает возможность выйти за рамки школьной программы.Из блога директора школыДождь из слов – он тоже дождь, нет зонта – заткни уши. Понятное – потно, ищу непонятное, тем и живу….Лицеисты побеждают на различных олимпиадах и конкурсах, участвуют в научно-исследовательских проектах, а главное – интересно и насыщенно проживают каждый день своей школьной жизни. Пусть не все станут великими математиками, но наверняка каждый убедится: математика ум в порядок приводит, помогает быть в жизни успешным, открывает новые горизонты…
Комментарии