search
main
0

О малокомплектных школах

«Прежде в селе работало торфопредприятие, но теперь оно закрыто, а малокомплектная школа реорганизована…», «Раньше в нашей школе было 300 учеников, а сейчас – 161…» Эти сравнения очень точно характеризуют ситуацию, которая складывается в российских селах. Ситуация безрадостная, если не сказать – критическая. Способна ли сельская школа как-то противостоять разрушительному процессу? Или ей самой нужна сегодня защита?

Светлана КИСЛЯКОВА, руководитель Камышовской школы – филиала школы №2 города Калач-на-Дону, Волгоградская область: О плюсах и минусах реорганизации

Хутор Камыши находится в пяти километрах от районного центра Калач-на-Дону. Здание школы построено в 1962 году. Оно в хорошем состоянии. Все, что можем, делаем для того, чтобы было уютно, опрятно, красиво. Конечно, с помощью местных властей, ТОСа. Например, сейчас на очереди замена рассохшихся оконных рам и старенькой мебели.

У нас 23 ученика. Пройдемся по классам: 1-й – 6 человек, 2-й и 3-й – по 4, 4-й – 9 человек. Вот столько у нас детишек. И два учителя. Я и Зоя Васильевна Илларионова.

Как я уже говорила, в пяти километрах от Камышей находится средняя калачевская школа №2, филиалом которой мы совсем недавно стали. Надеемся, что все делается к лучшему.

Что мы приобрели в результате реорганизации? Самое для нас замечательное то, что у калачевцев есть школьный автобус. Мы теперь будем им пользоваться. В селе обычные проблемы с транспортом, так что этот вопрос мы первым делом обговорили. Здорово, что сможем с ребятками поехать в Калач на экскурсию, в музей, в театр, на соревнования и конкурсы. Они нам теперь доступны! У нас в хуторе есть способные дети, которые могли бы себя показать. Надеемся выходить не только на районный, но и на областной и даже всероссийский уровень.

А теперь о минусах. В первую очередь о том, что касается оплаты труда. Боюсь, тут пострадаем. Ведь наша сельская школа вошла в структуру школы городской, в результате чего потеряем сельскую 25-процентную надбавку и коммунальные льготы (уголь, дрова).

Правда, в районном комитете по образованию успокаивают. Эту проблему обещают решить за счет надтарифного фонда или других источников. Думаю, это будет справедливо.

Алексей МИЛЬХИН, директор школы села Полойка, Краснозерский район, Новосибирская область: Интернет есть, а вот автобуса нет

В нашей школе 24 учителя, 161 ученик, имеются все классы. Школа большая, раньше было более 300 учеников. Как и вся страна, мы ощутили последствия демографического спада, но сейчас он прекратился, село оживает, появилась надежда на будущее. Наша проблема в том, что село находится на отшибе, добраться к нам крайне сложно, особенно зимой, а она в Сибири длится фактически весь учебный год. Школьного автобуса нет. Несколько лет мы пытаемся добиться того, чтобы нас сделали базовой школой либо объединили с другими школами, но упираемся в проблему с транспортом.

Объединение школ необходимо для того, чтобы можно было организовать профильные классы по интересам. Мы готовы обеспечить качественное обучение, да пока нет возможности привозить к нам детей из других деревень. Ведь есть школы, где всего два-три десятка учеников. Помочь бы им, и педагогам, и школьникам. Было бы на чем – мы бы возили, показывали бы новые виды уроков, современный уровень обучения.

Несмотря на отдаленность, мы имеем возможность выходить в мир благодаря Всемирной сети, постоянно пользуемся интернет-ресурсами, обучаем всех учеников. Мы закупили компьютеры с программным обеспечением и электронную доску. Я сам обучил всех учителей пользоваться ИКТ, у многих дома есть компьютеры. Я думаю, будущее именно за ИКТ.

Ольга МИШИЕВА, директор основной общеобразовательной школы деревни Селищи, Чудовский район, Новгородская область: Привыкаем к переменам

В нынешнем учебном году нашу школу реорганизовали – из средней она стала основной и представляет собой учебный комплекс «школа – детский сад». Произошло это в рамках процесса укрупнения школ. В сельской наполняемость класса должна составлять 14 человек. А у нас на конец прошлого учебного года было всего 43 ученика с 1-го по 11-й класс. Поэтому в нынешнем году наша школа стала основной, а со следующего учебного года планируется оставить в деревне Селищи только начальную и дошкольное отделение.

Начиная с 10-го класса наши ребята в этом году будут ездить в среднюю школу деревни Трегубово. В Трегубове есть школьный автобус, у нас тоже. Однако специфика нашей территории в том, что вокруг деревни Селищи расположены 8 поселений, в которых есть дети школьного возраста. Сейчас наш «Уаз» привозит утром и развозит после уроков этих ребят. Через год ученики с 5-го по 9-й класс начнут ездить в Трегубовскую школу, и как будет организован подвоз туда ребят из дальних деревень, сказать пока сложно. Между тем есть дети, которые живут совсем далеко, например, за 11 километров от деревни Селищи. Думаю, однако, что этот вопрос будет решен. Из Трегубова в Селищи ходит рейсовый автобус. Возможно, после уроков детей из Трегубовской школы будет в Селищи доставлять школьный автобус, а мы так составим график, чтобы развозить ребят из дальних населенных пунктов. Кстати, часть наших школьников решили не ждать следующего года, а использовать нынешний год, чтобы привыкнуть к новой школе, учителям и ученикам. Родители этих детей уже в августе забрали документы и перевели своих ребят в Трегубовскую школу.

Открытым пока, к сожалению, остается вопрос с трудоустройством наших педагогов. В школе большой процент преподавателей пенсионного возраста, но есть и люди среднего возраста, и молодые. Если им в течение этого года будет предложена какая-либо работа, то, скорее всего, они не смогут воспользоваться предложением. Дело в том, что деревня Селищи находится в 40 километрах от райцентра Чудово, где в школах могут быть вакантные места. Но мы физически не сможем приезжать в Чудово к 9 часам утра, началу рабочего дня, из-за расписания рейсового автобуса.

Николай ФОМИЧЕВ, директор Оредежской средней школы, Лужский район, Ленинградская область: Я не сторонник закрытия малокомплектных школ

С 2002 года к нам стали привозить ребят из Тесовской школы. Тридцать ребят, что в ней обучались, теперь учатся в нашем образовательном учреждении. Что касается учителей, то почти все педагоги в Тесовской школе были пенсионерами. К нам оттуда перешла работать учитель биологии. Сегодня она ездит с ребятами еще и в качестве сопровождающей.

Поскольку мы стали базовой школой, к нам также ездят ребята из деревень Почап, Сокольники, Белая и Борщево. Всего приезжих детей порядка 150. Вместе с местными оредежскими в школе сегодня 292 ученика. Никаких затруднений с транспортом мы не испытываем, поскольку имеем в распоряжении два автобуса.

В нашей школе – 28 педагогов, и все они имеют высшее образование, а половина – высшую квалификационную категорию. Работают кружки, есть группа продленного дня. Ведутся все предметы. Дети и их родители участвуют во всех мероприятиях, которые проходят в школе и в поселковом Доме культуры. И все же при всех вышеупомянутых преимуществах не могу отнести себя к сторонникам закрытия малокомплектных школ. Школа – опора для села. Я недавно вернулся из Костромской области. Знаю там школу, в которой учатся 30 человек, но она продолжает работать. И поселок дышит, живет за счет этого. Если она закроется, люди начнут покидать родные места, и в первую очередь уедет молодежь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте