Как известно, в прошлом учебном году в Москве было введено обязательное итоговое сочинение в 10-м классе. Не буду говорить о том, хорошо это или плохо в принципе, потому что дело не в этом. Все упирается в темы. Ведь характер тем – это характер требований к ученику и учителю, а значит, к направленности преподавания литературы.
Темы экзаменационных всероссийских тем неоднократно подвергались критике. Произошли ли какие-то подвижки в их московском варианте для итоговых работ? Какие-то – да. Хорошо уже то, что тем стало больше и у ученика появилось больше свободы в их выборе. Хорошо, что убраны слишком абстрактные цитатные темы и появилось больше хороших, конкретных, выявляющих самое главное в художественных произведениях. Например, «Что преступил Раскольников и в чем его наказание», «Тема любви в творчестве Пушкина», «Печально я гляжу на наше поколенье» (по творчеству Лермонтова).Но, к сожалению, остались главные недостатки экзаменационных тем. По-прежнему подчас игнорируется читательское восприятие произведения, то, что воспринимается как главное любым читателем-неспециалистом. Для него, читателя, главное в романе «Война и мир», разумеется, люди, его герои. В них для читателя (да и для специалиста, не утратившего непосредственность восприятия) главный интерес. В подавляющем большинстве работа над произведением сведена к разбору глав и выборочному чтению отдельных эпизодов. Что же, будем плодить верхоглядов, которые «не читали, но мнение имеют»? Или толкать учителя на неоправданное расширение и без того уже до невозможности переполненной программы?Закончить хочу конкретным предложением. Необходимо расширить круг лиц, составляющих темы, внести, как говорится, «свежую кровь». Предлагаю привлечь к этой работе общественную педагогическую организацию «Литературный турнир», руководителем которой я являюсь. (Наша организация – это учителя высшей категории, среди которых есть и кандидаты педагогических наук, и члены Союза писателей.) Мы проводим в регионах России конкурсные сочинения. Наши темы нацелены на выявление понимания школьниками (и учителями!) вечного, общечеловеческого смысла произведений классики, а значит, и на их актуальность и для нас тоже. Мы максимально учитываем живое читательское восприятие того или иного произведения, исходим из того, что является для читателя главным. Среди наших тем – «Актуальность произведений Чехова» (без ранних юмористических рассказов), «Вечное в романе «Евгений Онегин», «Мой любимый поэт» (вариант «Мой любимый литературный герой»), «В чем счастье человека?» (по роману «Война и мир»), «Есть ли на войне место человечности?» (по роману «Война и мир»).Не вижу причин, которые не позволяли бы сделать процесс составления заданий для школьников более открытым и демократичным.Инна КЛЕНИЦКАЯ, учитель литературы высшей категории школы №179, Москва
Комментарии