Аккуратная стопка тетрадей, карандашница, в которой полно ручек: синей пишем, зеленой – выделяем и подчеркиваем… Любовь Семеновна ПУСТОВАЯ в своей среде, привычной за долгую трудовую жизнь. Общий стаж ее работы – 47 лет, 30 из которых отданы педагогике.
Профессия по завещанию
Фотографии в альбомах Любови Семеновны аккуратно подписаны. Это ее ученики – главное в работе и жизни.
– Мои дети, – она проводит рукой по снимкам с таким теплом, будто гладит ребят по головам.
Работать Любовь Семеновна начала рано, когда и сама от детей немногим отличалась. Разве что выдержкой, ответственным отношением к делу, смелостью и умением находить общий язык со всеми. Еще когда училась в старших классах, у нее начали слагаться стихи – стенгазеты, частушки, поздравления сочиняла на ходу. После выпускного написала:
Мой выбор – школа. Не случайный –
Его мне завещали мать, отец.
Пусть труден путь первоначальный,
Но счастью своему ты сам кузнец.
Отец, фронтовик, покалеченный физически и израненный душевно, сажал маленькую Любу на колени, расспрашивал про настрой и повторял гордо:
– Моя дочь учителкой будет.
Отца не стало рано, когда ей не было и семи, в январе 1953 года. Из воспоминаний о нем остались добрый взгляд да мягкие руки. И эти вот слова. Уже потом много думала Любовь, откуда в ней смелость, выдержка, умение не пасовать перед трудностями. И поняла – от отца. О войне он, фронтовик и коммунист, не рассказывал, а его боевые награды похоронили вместе с ним. И только в 1990 году, когда, обратившись в Центральный архив Советской армии, Любовь Семеновна узнала, что ее отец – кавалер ордена Красной Звезды, награжден двумя медалями «За отвагу». Одна из них за то, что в феврале 1945 года при форсировании Одера под артиллерийским огнем противника доставлял на себе товарищей, обеспечивая продвижение советских войск.
Привычка к успеху
– Человека формирует школа, – уверена Любовь Семеновна. – У меня школьная жизнь была насыщена общественными делами, поручениями, стремлениями, победами, творчеством.
Окончив 8‑й класс, Люба поехала учиться. Мама очень не хотела, чтобы дочь жила в интернате, и отправила ее в Неверову, где своей семьей жил ее старший сын. Так Люба попала в семью снохи-учительницы, где увидела ежедневную проверку тетрадей, планы, конспекты, отношение к ученикам, жизни, делу.
– Тогда для меня это было первой педагогической наукой, – вспоминает Любовь Семеновна.
Выпускницу – комсомолку, отличницу и просто красавицу – в районном отделе образования, куда она зашла за советом, направили по пути социализма, с которого, кажется, Любовь Семеновна не сошла до сих пор. «Пятилетке качества – наши трудовые победы!» – это про нее. Где бы ни работала, за что бы ни бралась, все делала от души и на совесть.
Своих первых учеников она была старше на… год – тогда, в 1963 году, ей было 17. Со многими поддерживает отношения до сих пор. На 65‑летнем юбилее одного из них была почетной гостьей, когда дали слово учителю именинника, все обомлели. Ждали если не старушку, то хотя бы человека, ощутимо старше ученика. А вышла она – как всегда, с прической, подтянутая, по-деловому строгая. Прочитала стихи собственного сочинения – умные, проникновенные, умеет она заметить в человеке что-то особенное.
Без знания методики, педагогических трудов,
Но с верою в победу коммунизма
Работу в школе и учебу в институте
Мне удалось успешно совмещать –
так об этом периоде своей жизни написала Любовь Семеновна.
В совхозе «Путь социализма» Азовского района провела она свои главные в педагогической судьбе годы. Учила и училась не только и, наверное, не столько в пединституте, куда пошла почти сразу, выбрав филологический факультет заочного отделения, сколько в жизни, где каждая встреча с ребенком становилась для нее уроком педагогики, внимания к людям, сострадания, бережливости, уважения. Она и сейчас учит своих учеников простым, но очень мудрым вещам – ответственному подходу к любому делу.
– Привыкай к успеху, – говорит она своей 10‑летней ученице, после того как та отлично выступила на классном часе с сообщением. И не важно, что пятиминутный доклад они готовили почти неделю, главное – девочка почувствовала, как здорово, когда получается.
– А успех нужно заработать, – добавляет мудрый педагог. – Не как-нибудь сделать дело, а только на «отлично».
Медаль за оптимизм
Работала Любовь Семеновна заместителем директора в Неверовской школе, Гауфской. За опытом к ней и ее коллективу приезжали педагоги из района, области и даже страны. В 1979 году назначили директором Сосновской школы, тогда одной из самых больших в районе. Умело руководила сразу тремя коллективами: учительским, ученическим, родительским. После трудилась в кабинете политпросвещения при ОПХ «Сосновское». Работа с трудовыми коллективами ей нравилась.
– Никогда не боялась идти к людям, – говорит Любовь Семеновна, – и тогда, и сейчас знала их проблемы, переживания.
Политинформации, соревнования, поддержка лучших, помощь отстающим – в ту пору это было важно для всех и каждого. Пустовая параллельно обучалась в школе марксизма-ленинизма философии, социологии, психологии. На многие вещи тогда взглянула по-другому. А главное – стала еще лучше понимать людей. О социализме, «пережитке прошлого», теперь говорить хорошо не принято, но Любовь Семеновна не смущается.
– «Времена не выбирают: в них живут и умирают», – цитирует она. – Комсомольский, партийный билеты, документ об окончании школы марксизма-ленинизма я не выбросила и не стану этого делать – это моя жизнь, мои воспоминания, которыми очень дорожу.
Дружила с районной газетой «Слава труду», в ее архиве на почетном месте благодарность 1983 года от главного редактора за активную жизненную позицию.
– Писала о людях, – рассказывает Любовь Семеновна. – А как иначе? Работать с людьми и не писать о них?! Невозможно.
И сейчас у нее есть мечта издать собственный сборник очерков и стихов о личностях, встреченных в жизни: ярких, творческих, удивительных, сильных духом. А вот о трудностях и бедах ни писать, ни говорить не любит. Она уверена: главное – не отчаиваться и не опускать руки. В ее архиве целая куча шуточных медалей от друзей и знакомых: «За оптимизм», «За умение сохранить выдержку, несмотря ни на что»…
– Времени жалко, да и чего душу травить, – признается Любовь Семеновна.
Параллели жизни
Профессию свою она тоже «передала по наследству»: ее сын – учитель физической культуры школы №20 города Омска. В 1986 году вернулась в школу, не сумев отказаться от своего призвания. Столкнулась с тем, что дети не только не знают русского языка, но и боятся его. Думала долго и придумала: все правила и орфограммы перевела на язык схем, ставших опорными для учеников. Мнемотехника – наука, обучающая искусству запоминания с помощью определенных приемов и методов, в то время практически неслыханная в нашей стране, тоже принесла свои результаты.
Привлекая не только слуховой канал восприятия, ведущий в образовании школьников того времени, но и зрительный, научила детей любить русский язык. Диктанты и прочие письменные работы они выполняли только на «хорошо» и «отлично».
– Группа №22 – газоэлектросварщики, а писали грамотно и читать любили, – Любовь Семеновна показывает фотографию выпускников Сосновского профессионального колледжа, где с 1989 года работала библиотекарем и преподавателем. – С первого по пятый курс я их вела. Хорошие ребята, всех в армию проводила.
На пост главы Сосновского поселения она пошла осознанно: хотелось что-то изменить в родном селе. Стала первым избранным главой поселения.
– Много сделано нашей командой, – гордится Любовь Семеновна. – Было трудно, иногда немыслимо трудно, но справились. Конечно, начинать всегда непросто. Но трудности я люблю. Где спокойно, комфортно, все понятно – мне не по душе. Финансовые трудности были и есть, но мы делали все, что в наших силах. Проводили субботники, устраивали праздники в нашем общем доме. День улицы Чапаева, например, когда газ по ней пустили, или целая неделя мероприятий, посвященных 80‑летию села в 2009 году. Я тогда впервые объехала всех старожилов, каждому вручила благодарственное письмо за вклад в развитие нашего общего дома, пожала руки. Мы чествовали почетных жителей, открыли памятную доску Григорию Яковлевичу Виричу, кавалеру орденов Ленина и Трудового Красного Знамени, который с 1956 по 1975 год руководил совхозом. Его называли красным помещиком за то, что похозяйски относился к селу, которому преданно служил всю свою жизнь. Газификация начата до меня, но львиная доля выпала на мое время. Глава поселения должен стоять в центре всех дел. К этому шла, так и старалась работать. У нас уникальное поселение – пять тысяч человек, и у каждого свой талант, свои особенности! А сколько у нас организаций, и в каждой свои традиции, опыт! Сейчас давно не работаю, но проезжаю по селу – душа радуется: заборы новые, дома ремонтируются, на усадьбах порядок. Молодцы наши люди!
Арина РОМАНОВА, Омская область, фото автора
Комментарии