search
main
0

О лицензировании образовательной и других видов деятельности в области образования

Законом Российской Федерации “Об образовании” (статья 33) предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). В законе указаны порядок выдачи лицензии, ее содержание, осуществление контроля за соблюдением условий лицензии, случаи изъятия ее и порядок возобновления.

Лицензия (ст. 33 Закона “Об образовании”) на право ведения образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта РФ, на основании заключения экспертной комиссии. Лицензии на проведение образовательной деятельности образовательным учреждением религиозных организаций (объединений) выдаются по представлению руководства соответствующей конфессии.
Экспертная комиссия создается государственным органом управления образованием или органом местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями законодательством субъекта РФ по заявлению учредителей, и проводит свою работу в месячный срок.
В состав экспертной комиссии на паритетных началах входят представители государственного органа управления образованием, соответствующего органа местного самоуправления и (или) местного (муниципального) органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности.
В процессе экспертизы устанавливается соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Не являются предметом экспертизы содержание, организация и методика образовательного процесса.
Следует иметь в виду, что требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.
Учредитель оплачивает затраты на проведение экспертизы.
В выдаваемой образовательному учреждению лицензии фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии.
В случае отрицательного заключения экспертизы и основанного на нем отказа в выдаче лицензии образовательному учреждению его учредитель может обжаловать эти документы в суде.
Существенным является контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий, который проводит государственный орган управления образованием или орган местного самоуправления, выдавший лицензию. При выявлении нарушений этих условий лицензия подлежит изъятию. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
Надо также иметь в виду следующее обстоятельство. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения лицензия утрачивает силу (ст. 34 закона).
Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” (ст. 10) предусмотрены некоторые специфические особенности лицензирования вузов. Так, лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием на основании заключения экспертной комиссии, которая формируется с участием представителей органа управления образованием субъекта РФ, на территории которого расположено высшее учебное заведение.
Лицензирование образовательной деятельности вуза по новым направлениям подготовки (специальностям) производится на общих основаниях независимо от наличия у высшего учебного заведения лицензии.
Лицензии на ведение образовательной деятельности по военным профессиональным образовательным программам выдаются только государственным высшим учебным заведениям в порядке, установленным Правительством РФ. Лицензии вузам независимо от их организационно-правовых форм, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, могут быть выданы лишь при наличии у них на правах собственника, оперативного управления, аренды или самостоятельного управления необходимой учебно-материальной базы.
Федеральной программой развития образования, утвержденной федеральным законом от 10.04.2000 N51-ФЗ, предусматривалось (подпункт 4.8) усовершенствование механизма лицензирования образовательной деятельности (срок – 2000-2002 гг.).
Правительство РФ постановлением от 18.10.2000 N796 утвердило Положение о лицензировании образовательной деятельности.
В этом Положении указано, что оно разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании” и Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и устанавливается порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.
В Положении определено, что не подлежит лицензированию: образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации; индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Более конкретно, чем в указанных выше законах, в Положении установлены органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности.
Этим нормативным актом установлено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования РФ, государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями (далее – лицензирующие органы).
Например, Минобразование России лицензирует образовательную деятельность:
– образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);
– военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” предусмотрена военная служба;
– образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
– научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;
– общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);
– образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.
Государственные органы управления образованием субъектов РФ и органы местного самоуправления, наделенные соответствующими полномочиями, осуществляют лицензирование образовательной деятельности соискателей лицензий, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ или муниципального образования (за исключением организаций, лицензирование деятельности которых отнесено к компетенции Минобразования РФ).
Лицензирование образовательной деятельности учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений), образовательных учреждений религиозных организаций (объединений) осуществляется соответствующими лицензирующими органами в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ.
Филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование в порядке, установленном данным Положением, с получением отдельной лицензии.
Бланки лицензии и приложения к ней изготавливаются по формам, утвержденным Минобразованием РФ. Бланки лицензий имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности.
Организацию изготовления и выдачи бланков лицензий лицензирующим органам осуществляет Минобразование России. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляют лицензирующие органы.
В лицензии указываются: наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче; наименование и место нахождения лицензиата; идентификационный номер налогоплательщика; срок действия лицензии.
В приложении к лицензии указываются:
– перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, – их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
– квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
– контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.
Подписывается лицензия руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия – лицом, его замещающим) и заверяется печатью этого органа. Приложение к лицензии заверяется печатью лицензирующего органа, а при наличии в нем нескольких листов сшивается. Лицензия без приложения недействительна.
В Положении приведен перечень документов, которые соискатель лицензии должен представить в лицензирующий орган (п. 12 Положения). Все документы, представленные для получения лицензии, регистрируются лицензирующим органом и хранятся в течение срока действия лицензии. Копия описи документов с отметкой об их приеме передается соискателю лицензии. Запрещается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных данным Положением.
Лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии на основании заключения экспертной комиссии и оформляет это решение соответствующим документом.
Экспертная комиссия создается лицензирующим органом в соответствии с законодательством РФ в области образования. В состав экспертной комиссии не могут включаться лица, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с соискателем лицензии.
Порядок определения размера платы учредителя образовательного учреждения за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии, обеспечивающей возмещение произведенных затрат, устанавливает Минобразование России. Выдается лицензия при предъявлении копии платежных документов, подтверждающих внесение платы за проведение экспертизы и за изготовление бланка лицензии.
Минобразование РФ устанавливает федеральные лицензионные требования к условиям осуществления образовательного процесса по образовательным программам различного уровня и направленности, минимальные нормативы обеспеченности соискателя лицензии необходимой учебной и материальной базой, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Аналогичные требования по военным профессиональным образовательным программам разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся военные образовательные учреждения, и утверждаются Минобразованием России. Требования к условиям осуществления образовательного процесса по медицинским образовательным программам разрабатываются Минздравом России и утверждаются Минобразованием России.
Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут устанавливать для образовательных учреждений дополнительные требования по оснащенности учебного процесса и оборудованию учебных помещений. Решение лицензирующего органа о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в срок не более 60 дней со дня регистрации заявления. Выдается лицензия не менее чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. Уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется соискателю лицензии в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия лицензирующим органом соответствующего решения.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
– отрицательное заключение экспертной комиссии.
Соискатель лицензии может обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке отрицательное заключение по результатам экспертизы и отказ в выдаче лицензии.
Лицензирующие органы имеют право:
– проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
– запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
– составлять по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
– выносить решения, обязывающие лицензиата (в случае необходимости – его учредителя) устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;
– осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии полностью или в части осуществления образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, указанным в приложении к лицензии в случаях: нарушения лицензионных требований и условий; невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения. Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Для аннулирования лицензии необходимы следующие основания: обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; неоднократное или грубое нарушение лицензиатом требований и условий, предусмотренных лицензией; незаконность решения о выдаче лицензии.
Лицензирующие органы ведут реестры лицензий. Информация, содержащаяся в этих реестрах, является открытой. Передача лицензии другому образовательному учреждению, а также образовательная деятельность филиала на основании лицензии образовательного учреждения, подразделением которого является филиал, не допускается. Образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность без лицензии, в том числе в филиалах, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Во исполнение утвержденного Правительством РФ Положения о лицензировании образовательной деятельности Минобразование России приняло ряд нормативных актов и среди них:
– приказ от 23.04.2001 г. N1800 “Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу”;
– приказ от 03.01.2001 г. N15 “О лицензировании государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования”;
– письмо от 06.04.2001 г. N24-51-21 ин/10 “О лицензировании образовательных учреждений среднего профессионального образования”;
– приказ от 13.04.2001 г. N1690 “О порядке определения размера платы за проведение экспертизы и изготовление бланка лицензии на осуществление образовательной деятельности”.
По результатам проверки соответствия деятельности вузов лицензионным требованиям за два года выявлено 128 вузов, нарушивших лицензионные требования, у трех вузов и одного филиала лицензии изъяты.
В числе установленных нарушений можно отметить следующие:
– ученые советы вузов не определяли контрольные цифры приема студентов на первый курс для обучения в филиале за счет средств федерального бюджета;
– происходила частичная или полная смена помещений, используемых для организации образовательного процесса, без информирования министерства;
– к преподаванию привлекались лица, базовое образование которых не соответствовало преподаваемой дисциплине;
– увеличение объемов подготовки обучающихся не сопровождалось совершенствованием лабораторной базы, библиотечного фонда или иных информационных ресурсов.
На практике учреждения и организации системы образования осуществляют, наряду с образовательной, и другие виды деятельности, на проведение которых также требуется наличие соответствующих лицензий.
Руководители учреждений и организаций системы образования должны в этих случаях руководствоваться требованиями Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 08.08.2001 г. N128-ФЗ (с последующими изменениями от 13.03.2002 г. N28-ФЗ и 21.03.2002 г. N31-ФЗ).
В статье 1 данного закона указано, что его действие не распространяется на образовательную деятельность. Однако в системе образования руководствуются положениями этого закона, когда осуществляются такие виды деятельности, как платные автоперевозки, деятельность по реставрации объектов культурного наследия и другие.
Если какая-либо деятельность учреждения или организации системы образования (исключая образовательную деятельность) подпадает под действие указанного закона, то необходимо получать лицензию – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий (выданное лицензирующим органам юридическому лицу).
В целях дальнейшего совершенствования механизма лицензирования образовательной деятельности полагали бы целесообразным в ст. 33 Закона РФ “Об образовании” раскрыть такие вопросы, как: указание конкретных льгот, право на получение которых возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности; заинтересованные лично лица не должны включаться в экспертную комиссию; учредитель обязан оплачивать затраты не только на проведение экспертизы, но и на изготовление бланка лицензии и приложения к нему; в случае нарушения условий, предусмотренных лицензией, может быть приостановлено действие лицензии полностью или частично и не обязательно она должна быть изъята.

В.А.ПРИВЕЗЕНЦЕВ,
кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте