search
main
0

О космосе, старинных векселях и главном банке страны

Учебный день в музее

В настоящее время в столице для школьников реализуется большое количество проектов, направленных на повышение качества образования. Одним из них является «Учебный день в музее». Образовательная инициатива использует ресурсы социокультурного пространства города и успешно развивается уже более шести лет.

 

За этот период проект прошел длительный путь развития и сумел примирить взгляды сотрудников музеев и педагогов на образовательную деятельность в учреждениях культуры.

К любому проекту город выдвигает существенные запросы и ожидает не только глубокого содержания, но и удобной навигации.

«Учебный день в музее» предлагает школьникам провести не менее трех уроков по разным предметам в выставочном пространстве. Это дает возможность эффективно организовать выход целого класса в сопровождении трех предметников. Организаторы проекта следуют логике, что учебный день в музее должен быть равен учебному дню в школе, чтобы рационально распределять нагрузку школьников и педагогов.

Потенциал выставочных пространств столицы очень велик, он в полной мере позволяет дополнить и углубить знания, которые школьники получают в рамках освоения образовательной программы.

На этапе пилотного запуска проект ушел от традиционного понимания, что в литературном музее можно проводить только уроки словесности, и доказал, что площадкой для формирования метапредметных умений могут стать музей, парк, выставочный центр – ресурсы города складываются в единый образовательный кластер, который может использоваться на всех уровнях образования.

Уроки в социокультурном пространстве города помогают формировать навыки функциональной грамотности школьников. Они соответствуют требованиям ФГОС и примерной основной образовательной программе по предмету, а также обязательно включают использование экспозиции учреждения культуры. Важную роль здесь играет самостоятельная поисково-исследовательская деятельность: школьники сами решают предложенные задания в рабочих листах, которые написаны в коллаборации научных сотрудников музеев, творческих учителей и методистов Городского методического центра – оператора проекта от Департамента образования и науки города Москвы.

Все уроки, созданные в социо­культурном пространстве города, находятся в открытом доступе на портале проекта, а учителя-предметники и классные руководители могут зарегистрировать своих школьников на участие в учебном дне, заполнив электронную форму заявки. Для образовательных организаций разработаны удобный график посещения музеев, а также логистика, которая помогает планировать посещения на первую и вторую половины учебного года. Проект начинает работу в сентябре, а заканчивает в мае.

Опыт реализации показывает внушительные результаты: каждая третья школа Москвы является активной участницей учебных дней, для ребят создано более 200 уроков по разным дисциплинам. В 2022‑2023 учебном году к проекту присоединились свыше 80 тысяч учащихся из 260 образовательных организаций.

32 площадки встречают учеников 1‑11‑х классов для изучения истории, физики, информатики, иностранных языков и даже физической культуры.

Формирование метапредметных умений является одной из важнейших задач современной школы, и включенность учреждений культуры в значительной степени способствует ее решению.

Лидером в проекте по количеству уроков и востребованности у школьников является Музей космонавтики. Занятие по обществознанию на этой площадке позволяет изучить социальные статусы на примере удивительной судьбы Юрия Гагарина, на уроке русского языка ребята знакомятся с необычным языком, на котором общаются космонавты МКС, с руслишем. Специальный блок уроков разработан для учеников предпрофессиональных классов. На занятиях по химии и физике ребята изучают гидравлику, использование энергии солнечных батарей и особенности химических реакций на МКС.

Интерес школьников к космической теме и инженерии поддерживает еще один партнер проекта – Центр космонавтики и авиации на ВДНХ. В его экспозиции школьники изучают географию, химию и биологию, узнают о космодромах и высокотехнологичных предприятиях, о вызовах, с которыми сталкиваются космонавты на орбите, и о том, что необходимо для поддержания здорового состояния скелета и тонуса мышц во время космического полета. Эти знания имеют практическую значимость и помогают школьникам сделать осознанный выбор профессии в будущем.

Другим активным участником программы является Музей истории государственной службы, расположенный на ВДНХ в одном из флагманских отделений МФЦ. Само по себе участие музея, имеющего в открытом доступе преимущественно цифровую экспозицию, – решительный шаг для проекта. Однако формирование кластера из учреждений культуры и общественно значимых площадок требует расширения привычных границ. Уроки, подготовленные в экспозиции, обращают школьников к вопросу формирования государственной службы в Российской империи. Школьники не только работают с интерактивными экспонатами, но и учатся определять ранг чиновника XVIII века по его костюму, а на уроке китайского языка получают представление об основных правилах каллиграфии.

В Московском зоопарке школьники изучают не только биологию и окружающий мир, но и анималистический жанр в сказках на уроке литературы, а также получают представление о статистике во время математики.

На занятиях в Дарвиновском музее школьники знакомятся с предпосылками возникновения теории Чарльза Дарвина, изучают многообразие животного мира, рассматривают образы животных в русских народных сказках.

В Государственном музее спорта, новой площадке проекта, знакомят с одним из самых любимых видов спорта в нашей стране – хоккеем – на уроке физической культуры, на интегрированном уроке истории и обществознания – с бывшим дворцом графа А.К.Разумовского, а уникальную коллекцию спортивных атрибутов ребята изучают на математике во время составления сборника задач.

Уроки по математике и обществознанию в Музее Банка России знакомят старшеклассников с основами финансовой грамотности. Эти занятия специально разработаны для предпринимательских классов. Школьники изучают инфляцию, узнают, что за реализацию монетарной политики и стабильность всей финансовой системы страны отвечает специальный институт, обладающий значительной независимостью, – Банк России. Ученики знакомятся со старинными векселями, денежными купюрами, выставкой счетно-вычислительной техники, самостоятельно находят ответы на вопросы в рабочих листах и представляют их в форме инфографики.

Особенным направлением «Учебного дня в музее» стали уроки в музеях-заповедниках, которые проходят на открытом воздухе. Занятие по биологии в ГМЗ «Царицыно» позволяет наблюдать за жизнью пернатых обитателей парка, урок информатики – с пользой прогуляться от главного входа (м. «Царицыно»), отыскать зашифрованную информацию и завершить занятие в оранжерее. Урок математики в Коломенском знакомит не только с древнерусским зодчеством, но и с основами геометрии, развивает пространственное мышление. Занятия в усадьбе Кусково позволяют изучать особенности усадебной культуры России XVIII века, а на уроке химии – тайны фарфора.

Уроки в музеях позволяют не только говорить со школьниками о конкретных учебных дисциплинах, но и формировать самоидентификацию юных москвичей через знакомство с историей и культурой родного города.

Материалы проекта представляют собой конструктор, который содержит рабочие листы с заданиями, файлы для учителя с ответами и рекомендациями по проведению занятия, а также файлы для ученика, чтобы подготовить его к посещению учреждения культуры.

Для школьников, находящихся на длительном лечении, и для ребят, которые по каким-либо причинам не смогли пойти со своим классом на учебный день в музей, можно провести уроки в онлайн-формате. Такую возможность дает школьникам Московская электронная школа. Электронные учебные пособия проекта включают материалы Музея космонавтики, ГМЗ «Царицыно», Музея Владимира Высоцкого, а уникальные уроки в Минералогическом музее РАН имени А.Е.Ферсмана существуют только в онлайн-формате.

Проект «Учебный день в музее» стремится отвечать на самые актуальные запросы столичных школ и использовать все многообразие социокультурных ресурсов города.

Катерина КИРЬЯНОВА, куратор проекта ГМЦ ДОНМ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте