search
main
0

О грустном банане замолвите слово. Итоги ХХ Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале

У Александра Герасимова, директора Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, есть коронная фраза, совет буквально на все случаи жизни: чтобы стоять на месте, нужно бежать. Именно так он обычно отвечает на дежурный вопрос о новшествах в программе очередного форума. Конечно, в устах Александра Петровича формула эта звучит несколько лукаво, потому как даже самые скептически настроенные критики при всем желании не смогут упрекнуть суздальский смотр в «стоянии на месте». А вот стремительный бег (наверняка с препятствиями, но от посторонних глаз они волшебным образом скрыты) налицо. И это несмотря на солидные 20 лет, которые, казалось бы, вполне позволяют обрасти «жирком» и эдак вальяжно расслабиться, преисполнившись чувства собственной значимости.

Вначале была идея: раз в год собирать вместе самых ярких российских мультипликаторов. Чтобы делились тем, что успели сделать за прошедшее с последней встречи время, а заодно давали отеческие наставления молодым коллегам. Это было время, когда Интернет в нашей стране только начинался, а широкий кинопрокат уже закончился, посему анимационный фестиваль, квартировавший в середине 1990-х в Тарусе,  был для художников чуть ли не единственной возможностью напомнить зрителям, а то и самим себе,  о том, что анимация жива и хоронить ее, пожалуй, рановато. Переехав в Суздаль,  форум заметно окреп и год от года обзаводится все большим числом дополнительных программ и параллельных проектов. Теперь это уже не просто киносеансы с последующим выбором лучших из лучших, но довольно сложный интеллектуальный лабиринт, шкатулка с десятком доньев, где каждый участник имеет все шансы «идти в комнату,  попасть в другую». Ну, например, отправился гость в кинозал, не туда свернул и неожиданно оказался на мастер-классе молодых драматургов. А что, полезная штука! В разные годы эту ставшую уже традиционной секцию вели драматурги Максим Курочкин («Кухня», «Право капитана «Карпатии») и Александр Коровкин, писавший сценарии для сериалов «Марш Турецкого» и «Бедная Настя», а на этот раз об искусстве создания напряженного, интригующего сюжета молодым авторам рассказывал Алексей Лебедев, автор более полутора сотен историй сериала «Смешарики».  Или вот другой гость шел на ретроспективу японской анимации из коллекции Международного Токийского фестиваля, мечтал посмотреть корейские мультфильмы, присланные в Суздаль Сеульским Международным фестивалем карикатуры и анимации, или литовские картины из собрания фестиваля «Тиндириндис», а пришел на питчинг – конкурс сценарных заявок, своеобразную творческую «ярмарку невест», где съемочные группы ищут продюсеров, которые помогут воплотить в жизнь их смелые замыслы, а продюсеры – съемочные группы.  А направился бы в другую сторону, очутился бы на дружеском вечере, организованном в честь Дня поэзии. А тут законы суровые: раз уж пришел – изволь читать стихи, бери пример с выдающегося режиссера Юрия Норштейна, декламировавшего избранные места из аргентинской лирики.  Ну а если серьезно, то, конечно, несмотря на всю насыщенную деловую программу, без которой профессиональному форуму такого уровня просто не обойтись, главным здесь все же остается конкурсный кинопоказ. Состоит он из нескольких номинаций: жюри, которое в этом году возглавил народный артист России режиссер Андрей Хржановский, вместе со зрителями смотрит дебютное и студенческое кино, ленты аниматоров со стажем. Отдельная судейская комиссия оценивает «коммерческую анимацию» – рекламные ролики, клипы и сериалы. Единственная категория, которой на сей раз фестиваль недосчитался, – «Полнометражное анимационное кино». По словам программного директора суздальского смотра Натальи Лукиных, на это пришлось пойти из соображений здравого смысла: в минувшем году в России снято всего три полнометражные картины, и было бы смешно устраивать между ними соревнование. «Вот появятся к следующему фестивалю хотя бы шесть фильмов, обязательно выделим для них отдельную номинацию», – пообещала хозяйка суздальской программы.Последние фестивальные дни пришлись на выходные, и сказать, что в кинозале суздальского Турцентра, где проходили основные сеансы, яблоку было негде упасть, – ничего не сказать. Показы здесь бесплатные, в зал пускают всех желающих, большие компании студентов, молодые семьи с  детьми специально едут из Москвы, чтобы (трогательно звучит, правда?) посмотреть свежие мультфильмы. Хотя, если честно, на такие жертвы можно было и не идти:  уже второй год подряд в рамках проекта «Открытая премьера» фестиваль параллельно показывает около 80 анимационных лент конкурсной программы  не только в Суздале и еще почти в двух десятках городов и сел Владимирской области, но и в 20 городах России и Белоруссии: от Москвы и Могилева до Магадана и Владивостока, от Алушты, Ялты и Симферополя до  Салехарда, Новосибирска и Челябинска. В каждом городе проводится свое народное голосование, по итогам которого на закрытии фестиваля вручается приз зрительских симпатий. Впрочем, «Открытая премьера» – лишь начало большого гастрольного турне, которое суздальский смотр начал вскоре после своего торжественного закрытия.  До середины мая лучшие картины юбилейного фестиваля и номинанты национальной анимационной премии «Икар», презентация которой также состоялась в Суздале, объедут более 200 площадок в 70 российских регионах. По самым скромным подсчетам организаторов, на этих сеансах смогут побывать не меньше 20 тысяч зрителей.Незадолго до конца фестиваля его программный директор Наталья Лукиных обмолвилась, что на этот раз ее по-настоящему порадовали студенческие картины, которые, положа руку на сердце, выглядели куда ярче и убедительнее работ некоторых опытных аниматоров.  Профессиональное чутье и многолетний педагогический опыт Наталью Лукиных не подвели: Гран-при фестиваля, приз зрительских симпатий «Открытой премьеры» и еще целый веер наград в этом году действительно достался студентке школы-студии анимационного кино «Шар» Светлане Разгуляевой и ее фильму «Почему банан огрызается». Студенты забрали и львиную долю специальных дипломов фестиваля: за оригинальную стилистику  наградили картину «Про маму» ученицы «Шара» Дины Великовской, за краткость и изящество – мультфильм «Танец музыки» дебютанта Кирилла Фесенко, за неожиданное решение финала и мастерство в области объемной анимации – ленту «О, дарлинг!» студентки ВГИКа Анастасии Ворониной. Гильдия киноведов и кинокритиков России отметила специальным дипломом смелый студенческий эксперимент «На пороге Ильич» вгиковца Михаила Солошенко. А самой лучшей студенческой работой жюри признало пластилиновую семейную драму «Теплый снег» Ирины Эльшански. Помимо высокой профессиональной оценки в багаже Ирины еще и официальное приглашение снимать свою следующую картину на студии «Союзмультфильм». Наверное, нет смысла рассуждать о том, почему молодые столь непринужденно и для многих неожиданно обходят на повороте своих собственных учителей. Потому как извечные законы жизни не обсуждаются, и плох тот учитель, чей ученик не перерос его однажды. Наверное, молодые больше смотрят, хотя вообще-то анимация – особая кинематографическая каста, где в отличие от, допустим, игрового кино принято внимательно следить за творчеством коллег и не прогуливать чужие показы. Техническую отточенность молодым заменяет смелость, не ограниченная наработанными штампами и привычными клише. И чем дольше им удастся сохранить в себе это юношеское дыхание, тем необычнее и выразительнее будет наш с вами киноэкран. Другое волнует: насколько хватит им выдержки и сил держаться за эту непростую профессию, где сегодня многое зависит не столько от личных способностей художника, сколько от его умения искать средства, идти на компромисс и ждать – проекта, продюсера, денег. Но в фантастических декорациях суздальского праздника совсем не хочется думать о том, что будет, если однажды в этом сказочном искусстве талант окончательно уступит место голому терпению.Суздаль – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте