Любой живой язык постоянно обновляется. Новые слова и выражения меняются в связи с новыми событиями, научными открытиями, изобретениями, модой. И независимо от происходящего постоянно новые слова изобретают дети. Они еще не знают правил, они только начали познавать мир, и их речь бывает весьма причудлива. Этой речи посвящена уникальная книга Корнея Чуковского «От двух до пяти».
Вот слово «добрость», изобретенное Дениской («Денискины рассказы» Виктора Драгунского), который говорит: «Знай мою добрость!» Можно поправить: «Не добрость, а доброту». Да, взрослый всегда может поправить ребёнка, назвав правильное слово. Хотя сейчас так много малообразованных взрослых…
«Я — тертый птиц!» — говорит Лёнька в книге Валентины Осеевой «Динка». Динка поправляет его — нужно говорить «птица». Но Лёня настаивает на своем: «А вот ведь говорят — летит стая птиц — про кого это?»
Свои особенности языка и у людей творческих. Особенно — у литераторов, и чаще всего — у поэтов. Поэт слышит свой ритм — внутренний, душевный и духовный, и ритм поэтический, звуковой. Потому часто меняется общепринятое ударение, используется другой смысл слова, иные ассоциации. Нарушаются привычные (классические) размеры стихотворений. Не ставятся знаки препинания. Поэтам это «разрешено». А сколько слов появляется!
Вот у Марины Цветаевой, чей юбилей мы отмечаем в эти дни:
Чтобы край земной не вымер
Без отчаянных дяде́й,
Будь, младенец, Володимир:
Целым миром володей!
Если про имя «Володимир» можно представить, что оно украинское или белорусское, не наше привычное, или, допустим, это имя домашнее — как «Муся» или «Туся», то слово «володей» во времена Марины Цветаевой было уже устаревшим. Обыгрывается имя, а смысл — «владей».
Поэта не поправишь. «Есть в стане моем офицерская прямость», — пишет Цветаева. Хотя правильно — «прямота». Но в поэтическом языке, как и в детском, такие искажения допустимы.
А как вы понимаете такие строки Марины Цветаевой: «Над синевою подмосковных рощ / Накрапывает колокольный дождь…»? У правильного (грамотного) человека сразу возникнет вопрос: «Как это — «СИНЕВОЮ рощ»? Рощи не бывают синими!» А речь тут о небе над рощами! А «колокольный дождь»? Дождь бывает разным — долгим, занудным, внезапным, ливневым, холодным, весенним… Но — «колокольным»? Что это? Колоколов много, много церквей рядом — словно дождь частит? Колокола звучат мелодично — как бывает мелодично стучит по стеклу дождь? Но дождь «накрапывает» — значит, идет редко, нешумно… А, может, дождинки имеют форму колокола?
Как интересны такие смысловые загадки! А языковые находки? Вот слово «лиловоголовый» (цветок). А вот «широкошумный лес», кажется, впервые это прилагательное употребил Александр Сергеевич Пушкин («широкошумные дубровы»). Спасибо поэтам — они расширяют горизонты языка.
Комментарии