Отгремели фанфары. Победитель принял в дар хрустального пеликана. Вся пресса, включая даже самые одиозные печатные органы (от некоторых я уж совсем не ожидал), отчиталась перед читателями о визите к президенту Российской Федерации простого российского учителя, который еще вчера был абсолютно безвестным человеком, рядовым гражданином своей страны. Его знала, может быть, тысяча учеников да помнили выпускники и родители, состоявшие в родительском комитете. Теперь же Игорь Борисович Смирнов, учитель немецкого языка и директор школы N 9 города Гатчина Ленинградской области дорвался до власти, пусть всего лишь на десять минут. Как и другие участники финального этапа конкурса он держался на встрече солидно, достойно, пытался даже пройти между Сциллой и Харибдой. Когда гостям было предложено задавать вопросы лично президенту Российской Федерации, Игорь Борисович попросил разрешения директорам школ самим определять сроки начала каникул и самостоятельно решать другие вопросы. Вопрошая главу государства, победитель конкурса оказался на высоте, даже находясь на вершинах власти: он был чуть ли не единственным из числа участников беседы, кто по-настоящему о чем-то спросил президента державы и при этом не “подставил” министра образования.
Но не в Георгиевском зале решалась судьба конкурса “Учитель года-2002”, а на уроках, которые давали все соискатели 28 сентября в школах Москвы. Мне повезло. Я оказался единственным представителем прессы, присутствующим на уроках Игоря Смирнова. Надеюсь подробнее рассказать об этом показательном уроке читателям на страницах “Учительской газеты” и журнала “Учитель года”. Сейчас хочется выделить только самое-самое важное, что бросилось в глаза.
Мне понравилось, с каким достоинством гатчинский учитель вел занятие с чужими детьми. Воистину, для настоящих педагогов чужих детей не бывает! Между ними моментально возникло понимание, доверие. Чужому взрослому человеку дети никогда не будут задавать вопросов, если почувствуют хоть малейшую неискренность с его стороны. Дети требовательны к подлинному чувству. Глядя на общение московских школьников с Игорем Борисовичем, слушая их диалог, я ловил себя на мысли, что присутствую на обычном занятии учителя со своими (своими) учениками. И вместе с тем было в этом уроке нечто необычное, чего я не находил у некоторых других соискателях номинации “Активные формы обучения”. Требуя от ребят развернутых ответов на вопросы, Игорь Борисович применял тонкую иронию, нисколько не унижающую достоинства подростка, но побуждающую его работать на уроке.
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Комментарии