У каждой школы в Москве есть своя история, которую бережно хранят и передают из поколения в поколение. Не исключение и школа №492. Учебный корпус средней и старшей школы, который был построен в конце 30-х годов прошлого века, сыграл большую роль в жизни района Нагатино в период Великой Отечественной войны. Об этом знает каждый ученик: ежегодно там проводятся мероприятия, посвященные погибшим учителям и ученикам старой нагатинской школы, что позволяет молодому поколению знакомиться с историей своего района и своего учебного заведения.
Как выглядит настоящий герой? Это мальчишка в шинели большой, не по росту, в трудную минуту, под пулями просто вставший и закрывший собой наш город, нашу страну от врагов. Это отважный солдат, главной целью которого была защита нашей Родины. Много ли мы знаем таких юношей, молодых ребят, настоящих мужчин? Да, их имена вошли в историю, числятся в списках героев Отчизны, а напротив некоторых фамилий выведена страшная надпись – посмертно.Великая Отечественная война – это событие невозможно вычеркнуть из истории России, из памяти тех, кто выстоял, пережил эти 4 года страданий, кровавых сражений, голода и разрухи. Сколько жизней унесла эта война и сколько молодых ребят ушло воевать на фронт в 41-м! А ведь среди добровольцев были студенты, школьники – совсем мальчишки. В их, казалось бы, беззаботную жизнь стремительно ворвалась война – буквально с выпускного бала они отправлялись на фронт, сменив нарядные, праздничные костюмы на военные гимнастерки. Сейчас эти события далеки от нас, но память о них по-прежнему жива. О Великой Отечественной войне написано немало книг, сотни стихотворений, тысячи песен; о героях и ветеранах, тружениках тыла говорят и в газетах, и на телевидении, и по радио. Все это позволяет нам помнить о великом подвиге наших дедов, прадедов, отцов. Но есть еще масса различных способов ознакомиться с историей Великой Отечественной войны. Например, можно получить самую достоверную информацию непосредственно у участников тех событий, ветеранов и тружеников тыла, и не только. Но и это еще не все – во многих школах, построенных до войны, хранятся страницы дневников или архивные записи о событиях тех дней, о людях, учениках школы, которые ушли на фронт, а также помогали солдатам в тылу. В числе таких учебных заведений в Москве – расположенная в ЮАО, в районе Нагатинский Затон, ГБОУ «Школа №492», которая в те годы была известна как нагатинская школа №10. Учащиеся школы №492 не понаслышке знают, какую роль в жизни Нагатинского района сыграло их учебное заведение, поскольку каждый год здесь проводятся исторические мероприятия, которые позволяют молодому поколению ознакомиться с подвигом их предков.Используя архивные документы, которые хранятся в этой школе более 70 лет, мы также ознакомимся с кусочком истории одного из учебных заведений в трудные военные годы. В начале 30-х годов прошлого века тихую жизнь Нагатино, тогда еще подмосковной деревни, всколыхнули строительные работы – возводились первые пятилетки, шлюзы перервенского гидроузла и судоремонтный судостроительный завод, деятельность которого сыграла большую роль в истории всего района. В связи с увеличением количества рабочих на заводе и нехваткой учебных корпусов в 1937 г. для рабочих и их детей завод начинает строительство нового школьного здания, которое должно заменить старую, деревянную школу. В 1939 году новое здание нагатинской школы №10 распахнуло двери своим ученикам. Это было знаменательное событие для всех жителей Нагатино. Вот как описала этот день ученица 4-го класса Рима Куропова:«Завод на несколько минут остановил работу и заводским гудком возвестил начало нового учебного года. А мы, притихшие, парами шли через весь район от стен старого барака в новую школу. Она нам казалась сказочным дворцом – огромные окна, холлы, свободные классы…» Однако радость мирной жизни длилась недолго – в 1941 году Советский Союз атаковала фашистская Германия. В августе того же года учеников младших классов с учителями эвакуировали в поселок Горячий Ключ близ города Елабуга. Жизнь на новом месте хоть и была мирной, но отнюдь не легкой. Чтобы обеспечить себя продовольствием, школьники работали на колхозных полях, для нужд госпиталей в лесах они собирали живицу и облепиху, сами заготовляли дрова. И вряд ли им удалось бы выжить в таких условиях, если бы не помощь местных жителей, которые понимали малышей и делали все, что хоть немного могло облегчить их жизнь.В это же время нагатинская средняя школа продолжала быть центром жизни и надежды для всего района Нагатино. Еще с первых дней войны в подвалах нагатинской школы был организован военный госпиталь, а также оборудовано бомбоубежище для жителей района. Несмотря на это, в школе продолжали учиться дети. Вот как эти годы вспоминают участники тех событий:«Учебный год 1941 года начался только 15 октября – часть школьного здания пострадала от бомбежки. Зимой в классах очень холодно – замерзают чернила, уроки пришлось сделать по 20 минут, окна забили фанерой, поставили в каждом классе печь-буржуйку. Очень дымно» (учитель русского языка Лидия Яковлевна Степина).«Район часто бомбят (завод, шлюзы). По сигналу «воздушная тревога» мы должны проверить подопечные дома, помочь укрыться в бомбоубежище, а затем в составе дружин самообороны приступить к борьбе с «зажигалками» – район преимущественно деревянный, и огонь может нанести серьезный урон. А еще выступали перед колхозниками, заводчанами» (учитель литературы Анна Георгиевна Саковцева).Многие учителя нагатинской школы перешли работать на завод, стали донорами. Ученики старших классов помогали раненым солдатам, другие, так же как и преподаватели, ушли работать на завод, а кто-то – воевать на фронт. В числе добровольцев оказались первый директор школы Григорий Андреевич Андреев, многие учителя и ученики, среди которых был и выпускник этой школы Герман Саковцев – молодой мальчишка, который, подобно каждому юноше тех лет, мечтал о светлом будущем. Он учился в нагатинской школе еще задолго до строительства ее нового каменного здания, там же работала учительницей его мать, Анна Георгиевна Саковцева. В 8-м классе он стал первым секретарем созданной школьной комсомольской организации. Герман окончил школу в 1938 году, был прилежным учеником, великолепно играл на скрипке – никто бы не удивился, если бы он пошел в музыкальное училище или, как его мама, стал учителем русского языка и литературы. Но судьба Германа сложилась иначе. После окончания школы он поступает в школу механизации и моторизации Красной Армии, а затем – в Воронежское военное училище связи. Доучиться ему не удалось: началась война, и, будучи курсантом Военного училища, он отправляется на фронт. Герман Саковцев был назначен командиром взвода связи 49-го стрелкового полка 50-й стрелковой дивизии, которая принимала участие в битве под Москвой и вела ожесточенные бои на линии Гжатск – Ощепково – Васильки – Уваровка.В школьном архиве сохранились письма Германа, написанные им в разгар Московской битвы:«Здравствуй, дорогая мамочка!Я в дороге, стучат колеса, как в детстве, мелькают дачи, деревеньки…Скоро буду совсем рядом с вами.Как хотелось бы хоть на минутку оказаться дома, в поселке.Пройти по улицам, заглянуть в школу. Как вы там? Держитесь?Пиши обо всем – обо всем. Подробно.Каждая Ваша строчка веет теплом, любовью. И помогает бить фашистов».В феврале 1942 года в нагатинскую школу приходит первая похоронка – 4 числа того же месяца был убит лейтенант 50-й стрелковой дивизии Герман Алексеевич Саковцев. Из письма комиссара полка, в котором служил лейтенант Саковцев:«… убит пулей в голову. Товарищи вынесли его с поля боя, похоронили в братской могиле на опушке леса в районе деревни Васильки Московской области. Герман Алексеевич был хороший товарищ, справедливый, мужественный, храбрый командир…»Еще 24 похоронки придут на школьный адрес. В боях за Москву свою жизнь отдал учитель математики Борис Степанович Зайцев, под Ленинградом погиб учитель математики Владимир Андреевич Григорьев, а у города Старая Руса – рядовой Федор Михайлович Челухин. Последняя похоронка пришла в августе 1945 года с Японского фронта. Так, учителя и ученики школы №10 рабочего поселка Нагатино не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны и мужественно отдали свои жизни, встав на защиту Родины.Сейчас нагатинская школа именуется как ГБОУ «Школа №492». На ее территории в память о погибших выпускниках и учителях школы установлена существовавшая еще с 60-х годов и восстановленная мемориальная доска памяти, открытие которой было приурочено к 70-й годовщине Великой Победы. Также в школе работает музей «Нагатино – от избы до высотки», где собраны исторические материалы, посвященные истории села Нагатино и Нагатинской школы, в том числе и архивные документы, письма и фотографии военных лет. В музее регулярно проводятся краеведческие вечера, посвященные памяти павших учителей и учеников нагатинской школы в битве за Москву, поскольку многие из них погибли именно во время героической обороны столицы. Помимо этого ученики школы №492 принимают участие в акции «Бессмертный полк», где вместе с руководителями они несут фотографии погибших учителей и учеников Нагатинской школы. Также для них регулярно организовываются экскурсии по школьному музею, а вместе с учителями, в частности с учителем истории и обществознания Татьяной Александровной Титовой, которая много лет посвятила изучению и популяризации истории Нагатино, они проводят краеведческие экспедиции по местам сражений и участвуют в программе «Нагатинский навигатор». Целью этой программы является популяризация истории Нагатино и нагатинской школы. Поскольку пионерская дружина школы с 1955 года в течение долгого времени носила имя Германа Саковцева, школа пыталась добиться, чтобы ей так же было присвоено его имя как выпускника школы, погибшего под Москвой, однако получила отказ.Годы идут, многое забывается, но не забудется героический подвиг тех, кто отдал жизнь за мирное будущее подрастающего поколения. В благодарность эти молодые люди, учащиеся образовательных учреждений, в том числе и школы №492 в Нагатинском Затоне, помнят и сохраняют тем самым память о великом достижении русских солдат – победе над фашистами.
Комментарии