«Алена Анатольевна, вы снова ведете у меня урок!» — такое сообщение пришло мне около года назад от моей выпускницы, студентки исторического факультета Московского педагогического государственного университета. На семинаре студенты анализировали видеозаписи занятий разных учителей, и наш урок истории совершенно случайно стал предметом исследования. На видео Аня была шестиклассницей, а теперь смотрела его как будущий педагог. Наш урок продолжила сама жизнь.
Что же смогли увидеть в нем будущие учителя? Достигла ли я должного уровня мастерства, чтобы мои уроки были ориентиром для них?
В последние годы в среде исследователей часто обсуждается правило десяти лет — именно столько времени нужно затратить, чтобы стать профессионалом в выбранной области. Мой педагогический стаж составляет десять с половиной лет. Стала ли я учителем-профессионалом? Является ли время определяющим критерием мастерства? Ставлю перед собой задачу: разобраться в этом.
Ежедневно я задаюсь вопросами: «В чем успех моего ученика? Как сделать каждый урок эффективным? Смогу ли я сегодня стать терпимее, мудрее, чем вчера? Как заинтересовать детей, побудить их к обучению? Все ли я услышала из того, что говорили мне ученики? Правильно ли они поняли меня? Верный ли способ взаимодействия я выбрала? В чем мое педагогическое воздействие?» Может ли учитель-профессионал с легкостью ответить на них? Признаю: я не знаю точных и единственно верных ответов на эти вопросы. И сомневаюсь, что они существуют. Но мое сомнение не препятствие, а возможность для неустанного поиска, который я осуществляю через любовь.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит… Любовь никогда не перестает», — так говорил апостол Павел о Божией любви. Но то же самое, не меняя ни единой буквы, я хочу сказать о педагогике. В этих строчках уместилась моя профессиональная философия — философия педагогической любви. Каждое слово здесь наполнено для меня глубоким смыслом, который я раскрываю в важнейших принципах своей работы с детьми.
«Любовь долготерпит, милосердствует»
Нередко в нашей речи проскальзывают такие слова: «Вряд ли этот ученик способен сдать экзамен хорошо», «Да она всегда опаздывает!», «Не думаю, что из него выйдет толк». Мне кажется, в таких случаях не нужно думать, нужно верить в своих учеников. Это мой важнейший принцип — принцип ответственной педагогической веры. На все мгновения жизни детей, на их успехи, а особенно на ошибки, проступки, давайте попробуем реагировать верой в ребенка, в лучшее в нем! И это должно всегда ненавязчиво проявляться в нашей речи, ведь слова, которые обращены к детям, – самый действенный инструмент педагогики.
Получил двойку? Верю, что вместе мы найдем причины незнания и в следующий раз ты справишься с работой лучше. Подрался на перемене? Верю в твою внутреннюю доброту, верю, что в следующий раз ты найдешь иной способ выяснения отношений. Я верю, что мои ученики станут счастливыми, порядочными и сильными духом взрослыми. В этом я вижу свою учительскую ответственность за будущее учеников, за то, какими они привыкнут видеть себя, какие ценности выберут в качестве определяющих.
«Любовь не превозносится»
Приходите ко мне на урок, двери моего кабинета всегда открыты. Для меня важно, чтобы ученики, опоздавшие на урок, видели, что я все равно их жду, а коллеги, желающие во время урока задать мне не относящийся к текущему занятию вопрос, не отвлекали нас с детьми стуком в дверь и… не задавали вопроса. Я стараюсь не ставить свои текущие рабочие задачи, даже самые важные, выше урока, который веду. Полное погружение – мой принцип в работе с детьми.
Мне бы хотелось, чтобы ученики говорили о нашем с ними взаимодействии примерно так: «Когда этот учитель работает с нами, он не занят ничем другим». Мы привыкли работать в режиме многозадачности и часто упускаем из вида важнейшее: самая важная задача – текущий урок и ребенок на этом уроке. Пусть наш урок – это тренировка спортсменов-учеников в бассейне. Кем здесь является учитель — спасателем или пловцом? Спасатель находится над действием, он наблюдает за происходящим на воде, создается ощущение отдельности, как физической, так и духовной. А пловец является неотъемлемой частью действия. Я выбираю плавать вместе с учениками, погружаться целиком в урок, во взаимодействие с учениками, ведь это, на мой взгляд, важнейшее условие создания учителем безопасной доверительной среды, способствующей эффективному обучению.
«Любовь не гордится, не ищет своего»
Мне кажется, что главный итог всех наших педагогических усилий, как бы парадоксально это ни звучало, в том, что мы становимся ненужными детям. Быть ненужным не значит быть забытым, непризнанным. Это значит состояться как учитель, взрастить и приумножить силу духа ученика, дать ему крылья, которые он уверенно расправит в самостоятельной взрослой жизни. Мы передаем детям все, что знаем и умеем, чтобы они имели смелость быть самими собой.
Как этого достичь? У меня нет точного, действенного, а главное — легкого рецепта. Мне думается, что воспитание самостоятельности в детях – дело кропотливого, порой незаметного ежедневного труда, и наши уроки должны стать благодатным полем для реализации этой задачи. Здесь уместно сказать еще об одном очень важном для меня принципе — принципе естественности незнания. Ошибки учеников – как указатель на перепутье, и перед нами, учителями, всегда есть выбор, как на них реагировать. Мы можем выбрать путь критики, и тогда высока вероятность воспитания замкнутой личности, которая боится высказать свое мнение. Можем выбрать путь игнорирования, и тогда мы оставляем ученика в одиночестве с его затруднением, а безразличием можно воспитать только безразличие. Мне кажется, что мы должны приветствовать ошибки как ценность, они помогают понять, открыть взаимосвязи внутри изучаемого предмета. На моих уроках ошибки – это возможности, а не проблемы, я приветствую их как естественный и важный элемент формирования умения учиться.
Конструктивно смотреть на ошибки помогает принцип постоянной обратной связи, в качестве основного инструмента которой использую формирующее оценивание. Именно эта форма интерпретации результатов обучения может дать учащимся важный жизненный ориентир: нужно быть лучше, чем вчера, а не лучше, чем другие. Эффективная обратная связь не только и не столько указывает на тонкие места когнитивного поля обучающегося, сколько предполагает новое направление мышления, своего рода взгляд в будущее, ощущение нового пути в процессе обучения, включая ученика в процесс познания, пробуждая интерес к предмету изучения.
«Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине»
Совместно с детьми мы создаем общешкольные события. После одного из них я получила такой отзыв от коллеги: «В первый раз за семь лет я вижу своих хулиганов на сцене. Я привыкла смотреть на них по-другому…»
Мы каждый день смотрим на наших учеников. Но видим ли мы их? Смотреть и видеть – вот моя трудная, но обязательная к выполнению задача. Видеть в детях не то, что принято и навязано извне, и не то, что хочется, а вглядываться в глубину, многогранность, слышать звучание потаенных струн детской души и понимать, что в любой момент времени я могу ошибаться.
«Любовь все переносит»
Педагогическая любовь переносит любые трудности. И здесь хочется говорить не о загруженности учителя, не о трудностях во взаимодействии с учениками и родителями, ведь есть гораздо более серьезное осложняющее педагогическое бытие обстоятельство. Посмотрим на него через анализ известной фразы М.И.Калинина: «Учитель – инженер человеческих душ». Вы согласны с этим утверждением? Во мне оно вызывает протест. Инженер сразу видит, какой механизм он создал. Учитель же никогда не может быть полностью уверен в эффективности и направленности вектора своего воздействия, процесс обучения и воспитания носит вероятностный характер, оценить его результаты сиюминутно практически невозможно. Они проявляются с течением времени в поступках наших учеников. Повторюсь, характер деятельности — вероятностный, но при этом требования к ее результатам четко определены ФГОС: личностные, метапредметные, предметные… Вот оно, ключевое противоречие и самая большая наша трудность! Да и сама жизнь предъявляет требования к деятельности учителя: в современном обществе и в нестабильной политической обстановке особенно остро стоит вопрос воспитания людей, в руках которых будущее нашего мира. Сейчас особенно важно воспитывать патриотов своей страны, людей, способных ориентироваться в прошлом и в современности, здраво оценивать реалии жизни, словом, формировать в детях четкую и сильную гражданскую позицию. Но учителя не инженеры. У нас, к сожалению, нет инструментов, которые действуют совершенно предсказуемо, нет возможности сделать прививку человечности и патриотизма, зато есть множество факторов, осложняющих задачу формирования традиционных российских ценностей. Все, что мы можем, – повысить вероятность воспитания их в наших детях. Это трудности, с которыми справляется только педагогическая любовь.
Десять с половиной лет я работаю в школе. Стала ли я профессионалом, мастером? Мне трудно судить. И важно ли это? Смысл жизни человека, на мой взгляд, не в том, чтобы достичь «звания», а в том, чтобы найти свое дело. Я знаю, что нашла его. Я учитель, вопрошающий и ищущий, сомневающийся в методах, формах, приемах, стремящийся обрести веру в каждого ученика. И моя педагогическая любовь стала для меня мощным мотиватором в поиске этих самых методов и приемов, которые помогают ученикам учиться с интересом, увлеченно и продуктивно. Ответы на многие вопросы нашла в книгах и пособиях (в их числе — Бозер У. Как научиться учиться? Навыки эффективного усвоения знаний. — М. : Альпина Паблишер, 2020. – 366 с.; Бысик Н.В., Евтюхова В.С., Пинская М.А. Я – эффективный учитель: как мотивировать к учебе и повысить успешность «слабых» учащихся: учебно-методическое пособие. — М. : Университетская книга, 2014. – 164 с.; Маршалл М. Дисциплина без стресса, наказаний и наград: как развить в детях ответственность и желание учиться. — М. : Эксмо, 2014. – 411 с.; Лемов Д. Мастерство учителя: проверенные методики выдающихся преподавателей. — М. : МИФ, 2014. – 403 с. и др.). А какие-то приемы и технологии подсказали личный опыт, педагогическая интуиция, воображение, художественная литература, искусство, а порой и сами дети, диалогическое общение с которыми рождает новые идеи и замыслы. Поделюсь некоторыми из тех, которые использую в своей работе.
Как научить учиться?
Один из важнейших профессиональных вопросов, которым должен задаваться каждый учитель. До недавнего времени процесс обучения сводился главным образом к простому запоминанию информации. На современном этапе развития образования исследователями-теоретиками и преподавателями-практиками процесс учения понимается как активная мыслительная деятельность, целенаправленное приложение обучающимися когнитивных усилий для приобретения знаний и навыков.
В этой связи видится справедливым, что наибольшую эффективность показывают активные методы обучения, которые требуют от учеников постоянной умственной вовлеченности. Учитель уже довольно давно утратил функцию простого передатчика знаний, «наполнительный» подход к обучению исчерпал себя. Таким образом, педагоги в современной школе должны обладать навыками конструирования таких уроков, на которых ученик становится субъектом учебной деятельности, а это возможно только через применение активных методов обучения.
«А мы все ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса»
К методам активного обучения, как правило, относят анализ проблемных ситуаций, деловые игры, диспуты и прочие формы сложных для проектирования учебных занятий. Тем не менее существуют и более простые и легко внедряемые в повседневную практику учителя способы активизации учебно-познавательной деятельности ученика. Самый простой, но действенный способ стимулировать и направить процесс мышления, мотивировать его к активному участию в уроке – это эффективные учебные вопросы.
Спросить – значит понять учеников: что им интересно, насколько они погрузились в созданное учителем образовательное пространство. Правильные вопросы лежат в основе эффективного обучения. Вспомним строки Владимира Высоцкого из его стихотворения «Мой Гамлет»: «А мы все ставим каверзный ответ // И не находим нужного вопроса!»
Хороший водитель смотрит в зеркало каждые пять секунд, хоть и не всегда отдает себе в этом отчет. Он должен постоянно знать, что происходит вокруг, потому что ждать аварии, которая покажет, что какие-то действия были ошибочны, – путь довольно опасный. Точно так же должен мыслить и учитель. В ходе обучения на каждом уроке следует искать любую возможность оценить, на что способен ученик на текущий момент, включен ли он в процесс, чтобы учитель мог своевременно и оперативно скорректировать свои действия.
Одна из основополагающих задач учителя — дать ученикам шанс как можно больше практиковаться, применяя полученные знания. Самый простой и эффективный способ усиления практического блока урока – вопросы, вовлекающие учащихся в деятельность. Рассмотрим их основные формулировки:
1. «Что дальше?» Увеличить количество вопросов (и ответов на них) можно, когда учитель спрашивает не только о конечном результате, но и о процессе, например: «Что мы делаем в первую очередь? А что же нам следует делать затем?» Такая форма диалога между учителем и учеником позволяет последним осознанно сконцентрироваться на процессе и способах своей учебной деятельности, разбить ее на смысловые блоки, что, несомненно, способствует более глубокому понимаю учебного материала.
2. Полуутверждение. Для того чтобы активизировать мыслительные процессы ученика, учителю достаточно не высказывать идею, мысль полностью, а проговорить только половину, предложив ребенку продолжить. Например: «Реакцией окисления называется взаимодействие веществ с… Аня?» Или: «Итак, одной из причин восстания декабристов стала несогласованность действий, а также… Как ты думаешь, Кирилл?»
Таким образом, учитель может задействовать на уроке довольно большое количество учеников. Кроме того, полуутверждения служат для педагога простым в использовании ориентиром, позволяющим понять, насколько ученики включены в процесс.
3. Постепенное усложнение.
Обучение всегда следует начинать с простых шагов, понятных ребенку, уже встроенных в контекст его понимания.
Сделать это позволяет в числе прочего постепенное усложнение материала, требований, задач. То же самое и с рефлексивными, закрепляющими вопросами: разбивка сложного вопроса на мелкие, простые составные части повышает вероятность более глубокого понимания учащимися учебного материала, а также позволяет вовлечь в обсуждение большее количество учеников, так как стимулирует их к реагированию на ответы друг друга. Например, вместо того чтобы спросить: «Кто может назвать три свойства прямоугольного треугольника?», учитель может использовать последовательность вопросов, например: «Сколько всего существует свойств прямоугольного треугольника, Саша? Ангелина, какое первое? Сформулируй второе, Максим! И третье, Влад?»
Этот прием эффективен для аккумулирования учащимися имеющихся у них знаний, подготовки к ответам на более сложные вопросы, а также выстраивания прочных связей внутри изучаемого материала.
Выше рассмотрены так называемые молниеносные вопросы, которые предполагают краткий и быстрый ответ, но не меньшее значение в процессе активного обучения имеют и те вопросы, которые заставят мыслить глубже, анализировать информацию. Рассмотрим их далее.
От контекста к интеллектуальной операции
1. Вопросы в контексте
Контекст позволяет лучше уловить внутренние связи в изучаемом предмете. Перед тем как задать вопрос, учитель предоставляет контекст, а затем интеллектуальную операцию. Разумеется, должна легко прослеживаться связь между контекстом и заданным вопросом, например: «Черное море за всю историю называли несколькими «именами»: «русским», «скифским», «итальянским озером», «турецким озером». Почему?»
Обогатить и усложнить подобного рода вопросы можно путем создания гипотетической ситуации, в рамках которой ученики могут строить предположения, рассуждать, представлять, например: «Гитлер надеялся захватить СССР в результате молниеносной войны. Предположим, это случилось бы. Значит ли это, что наша страна окончательно исчезла бы с карты мира?», «А что, если бы Наташа Ростова не вышла замуж за Пьера Безухова? Как сложилась бы судьба главных героев?».
2. «Почему?» и «как?»
Данные вопросы – простейший способ, способствующий активизации мышления и помогающий учащимся начать мыслить и работать более сконцентрированно, ведь в этом случае им приходится объяснять, как они пришли к решению задачи (или почему у них это не получилось): «София, объясни, пожалуйста, как ты перенесла коэффициенты в данном уравнении?», «Артем, а почему ты поставил запятую в этом случае?».
Изобилие вопросов, которыми учитель наполняет каждый урок, позволяет не только активизировать мыслительную деятельность учеников, но и развивает в них привычку работать. Высокий темп учебного занятия не дает учащимся возможности расслабиться и отмолчаться, требуя постоянной включенности каждого ученика.
3. Быстро освоить правильное написание сложных терминов помогает прием «зашифрованное слово»
Кроме эффективных учебных вопросов существует еще ряд простых способов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке. Предметы гуманитарного цикла предполагают усвоение учениками большого количества довольно трудных терминов. Разобраться с новым понятием проще, когда учитель прибегает к формам активного обучения. Например, можно предложить учащимся самим составить определение из заранее заготовленных слов, напечатанных в неправильном порядке, или заполнить пропуски в тексте, подставив нужные термины. Применение филвордов (напомним, это головоломки, для решения которых нужно найти слова в квадрате, заполненном буквами) эффективно на этапе закрепления полученных знаний: учащимся предлагается найти в словарном поле ключевые понятия урока. Быстро освоить правильное написание сложных терминов помогает прием «зашифрованное слово»: понятие записывается с помощью чисел, каждое из которых соответствует порядковому номеру той или иной буквы в алфавите. Понятийный кроссворд позволяет учащимся актуализировать уже имеющиеся у них знания, а выделенное центральное слово, открывшееся в процессе ответов на вопросы кроссворда, может служить введением в новую тему.
Таким образом, активные методы обучения могут быть очень простыми в применении. Их значение трудно переоценить, ведь обучение через действие создает смысл. Простые, но эффективные приемы активного обучения помогают увидеть изучаемый предмет во всем его многообразии, уловить нюансы и интегрировать новую информацию в контекст уже имеющихся знаний.
Алена Гаврикова, учитель истории и обществознания, заместитель директора по воспитательной работе школы №25, Калуга
Комментарии