По введению третьего часа физической культуры в образовательных учреждениях есть нормативные акты и соответствующие методические рекомендации. Что тут, собственно, обсуждать, если формально процесс регламентирован? Но все-таки вновь и вновь поднимается вопрос не только о том, как проводить, но и о том, нужен или ли этот дополнительный час. Что это – российский менталитет плохой исполнительности или есть проблемы, порождающие эту неисполнительность?
Размышления по поводу третьего часа физкультуры сразу же напомнили мне о девочке Зине, ровеснице моей дочери, в семье которой в Германии я провела две недели. Зина приходила из школы, оставляла свой портфель и с радостью убегала на занятия по хоккею, верховой езде и другим видам спорта, которых в ее жизни было довольно много. У нее далеко не все получалось, она меняла виды спорта, но независимо от результата была счастлива и довольна. Занятие всеми этими видами спота, которыми она не то чтобы в самом деле занималась, а скорее играла в них, и было, как я теперь понимаю, нашим третьим часом физкультуры. Если полистать страницы Интернета, то можно найти довольно интересный опыт реализации этого часа в российском образовании. Так почему же мы по сей день рассуждаем о том, нужен ли нам третий час физкультуры? Видимо, потому что учителю не предоставлено разнообразие систематизированных подходов к тому, как реализовывать этот час в разных условиях. Существование полемики по поводу третьего часа – это не собственно проблема третьего часа (четвертого или пятого…), а проблема технологии его введения и слабости методического обеспечения. Учитель снова оказывается в роли высокооплачиваемого специалиста-разработчика и как бог на душу положит реализует этот час. Элементарная для науки вещь: моделирование есть этап, предшествующий реализации. Поэтому следовало бы заранее смоделировать процесс введения третьего часа при наличии спортзала и без него, при таких запросах родителей или при других и т. п. и предложить в виде не трехстраничных, а трехсоттридцатитрехстраничных методических разработок. Учителю с его тридцатью тремя часами в неделю некогда изучать Интернет, систематизировать, анализировать, определять эффективность – это не его работа. Ему нужно взять рекомендации, в которых уже все это сделано для него, и спокойно идти на урок, сопоставив свои условия, возможности, интересы с описанными. В этом случае не будет тревоги по поводу того, а вдруг мы делаем не так, а вдруг хуже, чем другие, а вдруг – и именно вдруг – нас проверят, а мы чего-то не додумали, не уловили, не хватило времени доработать… Нина ТАМАРСКАЯ, директор средней школы№14, Калининград
Комментарии