search
main
0

О дефектах и недостатках

Культура речи – показатель воспитанности человека. Это понятие, с моей точки зрения, включает в себя умение выражать мысли просто и доходчиво, но в то же время образно, красиво, с использованием богатств русского языка. Человек, который знает и любит родной язык, не будет говорить витиевато, не станет стремиться к применению иностранных слов. По моим наблюдениям излишне часто встречаются в речи и педагогов, и детей такие иностранные слова, как «фиксировать», «доминировать», «дефект», «базировать». Как правило, их вполне возможно заменить более понятными и не менее выразительными русскими словами – не «фиксировать», а «закрепить», не «доминировать», а «господствовать», не «дефект», а «недостаток».

Режет слух часто однообразная, примитивная речь, которой пользуются наши дети. В разговорах молодых людей – школьников, выпускников – привычно употребляются шаблонные жаргонные слова и выражения, такие как «мура», «буза», «шамать», «дай пять». Встречаются неправильные формы слов и грамматически неверные словосочетания: «хочете», «бежи», «обожди», «побёг», «ихний», «возле её», «об их». На уроках дети, анализируя литературные произведения, могут сказать: «страшно нравится», «ужасно привлекает». Мы, учителя, часто замечаем, как школьники, рассказывая что-либо друзьям, «проглатывают» окончания слов, иногда целые слова. Достаточно прислушаться к малышам начальных классов, которые описывают друг другу содержание фильма, мультфильма: «Он его бац, и тут всё ба-бах!»

Такое обеднение устной речи связано, на мой взгляд, с тем, что нынешние дети мало читают и слишком увлечены Интернетом. Каков же выход из этой ситуации? Я считаю, что количество часов на изучение литературы и чтение в школе должно быть увеличено. «Натаскивание» для ЕГЭ, различные виды тестирований отнимают массу времени у педагога – не остается времени на те формы и виды работы, которые ведут к обогащению словарного запаса детей, развитию речи. Поэтому пока нам, увы, остается только одна возможность – действовать через внеклассные мероприятия и вспоминать с детьми то «забытое старое», на чем в прежние годы воспитывали и учили. Умение работать с различными видами словарей. Ведение читательских дневников. «Книжкины недели», дни, посвященные творчеству писателей, недели русского языка. Занимательное литературоведение, изучение русских национальных сказок, внутришкольные олимпиады, посвященные занимательному литературоведению и истории русского языка, культуре речи.

Увеличению словарного запаса учеников помогает не только связь школы с местными библиотеками и культурными центрами, но и, например, такая форма, которая есть у нас в школе, – классные библиотечки художественного чтения, которые пополняют дети, принося книги для чтения из дома. Ведь именно тогда, когда человеку не хватает словарного запаса, его речь становится неуклюжей, появляются жаргонные слова, слова-паразиты. Расширить кругозор и запас слов способны и забытые в большинстве школ классные стенгазеты. Незатейливые «Крокодил» или «Ёжик» сейчас не в моде, рукописные рассказы и рисунки о жизни класса и школы заменяют перепечатанные из Интернета красивые чужие тексты и картинки. Плагиатом наши дети с помощью Интернета заниматься научились, а словесное творчество, увы, ушло на второй план.

Любовь ПАВЛОВА, преподаватель русского языка и литературы Ермолинской средней школы, д. Ермолино, Новгородский район, Новгородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте