Редкий для Голливуда образец камерного кино (в центре которого словесная и ментальная битва между героями-антогонистами). Замечателен во всех отношениях: начиная со сценария, в который Шэнли переработал собственную пьесу, награжденную Пулитцеровской премией, и заканчивая операторской работой и музыкой. Не говоря уже об игре актеров: Мэрил Стрип в который раз изумляет даром психологического проникновения в персонаж, который был бы совсем отвратителен, если бы великая актриса не придала ему несколько симпатичных человеческих черт. Ее героиня, директриса католической американской школы (а действие происходит в 1960-е, через год после убийства президента Кеннеди), искренне пытается остановить ход времени, считая предвестием грядущей катастрофы появление шариковых ручек и плеера. Она признает единственно возможную педагогическую стратегию – страх и яростно борется с любым проявлением свободомыслия. Ее противника – священника, отца Флинна – не менее ярко играет Филип Сеймур Хофман.
Режиссер – Джон Патрик Шэнли. В ролях: Мэрил Стрип, Филип Сеймур Хофман, Эми Адамс, Виола Дэвис.
Святой отец приветствует общение с учениками на равных и ведет себя слишком раскованно, позволяя себе слабости обычного человека (выпивает и балагурит в веселой компании, курит, любит сладкое). Главным призванием священника он считает любовь к простым людям, сочувствие к ним и поддержку в трудных жизненных ситуациях. Он позволяет себе и другим сомневаться. Для героини Стрип, сестры Алоизии, это недопустимо, и она находит повод для обвинения отца Флинна в совращении одного из учеников. Она почти убеждает в этом и молоденькую учительницу, сестру Джеймс (в этой роли очень трогательна Эми Адамс), и даже мать якобы пострадавшего мальчика (Виола Дэвис). Ее фанатичная уверенность и инквизиторские методы таковы, что заставляют пастора сдаться. Однако и в душе сестры Алоизии, оказывается, остаются сомнения…
К сожалению, ни одна из потрясающих актрис (Мэрил Стрип, Эми Адамс и Виола Дэвис были выдвинуты соответственно на лучшую главную и лучшую второстепенную роль) так и не получила «Оскар». Так же как работа Джона Патрика Шэнли. Отдельное уважение вызывает его умение преподнести американскую историю как борьбу за свободу личности. Чего стоят изречения американских политиков, которые дети учат на уроках: «Дайте мне свободу или убейте!». Это слова президента Рузвельта, обращенные к 30 миллионам человек, потерявшим работу во время кризиса 20-х годов прошлого века. Не правда ли, актуально?
Р. S.
Советуем также обратить внимание на несколько фильмов, которые выйдут в наш прокат в ближайшее время: это «Молчание Лорны» братьев Дарденн, получившее в Каннах приз за лучший сценарий (в кинотеатрах с 26 марта), и «Тарас Бульба» Владимира Бортко (со 2 апреля).
Кроме того, рекомендуем не пропустить фестивальные показы.
Так, в Суздале с 12 по 16 марта пройдет ХIV Российский фестиваль анимационного кино «РЕанимация».
В Москве, в кинотеатре «Художественный», с 17 по 29 марта состоится II Фестиваль ирландского кино. Стоит посмотреть хотя бы «Сестры Магдалены» Питера Муллана («Золотой Лев» Венецианского фестиваля) и картину «Моя левая нога» Джима Шеридана («Оскар» за лучшую картину и лучшего актера).
А с 26 по 31 марта в Ижевске покажут лучшие фильмы расцвета чехословацкой кинематографии 1960-х годов, в том числе редкие ленты чешского классика Иржи Менцеля.
Комментарии