Быть первым посетителем музея почетно и ответственно. Все участники торжества, проходившего в стенах школы №1605 Северо-Западного округа столицы, немного волнуются.
– В добрый путь! – произносит в тишине Ирина Владимировна Буланова, начальник окружного управления образования. Кому, как не ей, можно было доверить право перерезать красную ленточку?! Ведь идея создания Музея педагогической славы Северо-Запада принадлежит Ирине Владимировне. В стенах учебного заведения, где растят будущую педагогическую смену, и будет располагаться этот необычный музей. Для учеников педагогических классов его экспонаты станут хорошим подспорьем, помогут в становлении личности, станут стимулом к творчеству. И кто знает, может, в скором будущем на стендах музея появятся имена воспитанников 1605-й школы.
А пока девятиклассницы Елена Левина и Людмила Терехова, чуть волнуясь, проводят первую экскурсию.
В разделе «Годы и Люди» представлены видные философы, ученые, педагоги, чьи труды и дела оказали большое влияние на жизнь школы. Философ Розанов и практик Макаренко, ученый Бабанский и директор Сухомлинский…
Голоса юных экскурсоводов крепнут. Со знанием дела они знакомят гостей с экспозицией.
«Юбилей, зовущий в будущее». Очень точное название дано экспозиции, посвященной московскому образованию.
Людмиле Викторовне Дубровиной, заведующей Мосгороно в 1931 году, приходилось решать, конечно же, другие задачи, чем руководителю Департамента образования Любови Кезиной. Но и в те годы, и сегодня неизменно одно – на столичное образование равняются другие регионы, и это ко многому обязывает.
– Давайте я лучше сама о себе расскажу, – улыбается Гелия Михайловна Батракова, заслуженный учитель РФ. Ее имя, можно сказать, вписано золотыми буквами в историю образования Северо-Запада столицы. Гелия Михайловна, будучи на посту руководителя окружного управления образования СЗАО, много сделала для развития школ. Ныне она в московском Департаменте образования возглавляет службу лицензирования и аттестации учреждений, педагогических кадров и учащихся.
Но юные наши гиды ничуть не теряются перед столь высоким начальством, а уверенно ведут рассказ.
Интересны страницы истории московских школ. Невозможно оторвать взгляд от старых фотографий. Верно подмечено, дети больше походят на свое время, чем на своих родителей. Серьезные лица отроков мужской школы, сосредоточенный и взрослый взгляд выпускников военной поры. Как много могут рассказать старые фотографии, документы! Очень точно определила концепцию музея Ирина Владимировна Буланова. Разделы музея дают возможность не только изучать историю образования, но и побуждают к поиску, творчеству. Ведь несомненно, что музей будет развиваться и станет своеобразной педагогической мастерской.
«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» – этот девиз не только объединяет все разделы, но задает верный тон музейной работе. Она с каждым годом, конечно же, будет приобретать новые направления.
Школа №1605 славится многими добрыми традициями. Одна из них – заботливое отношение к ветеранам педагогического труда. Зинаида Михайловна Трубина, предоставившая музею редкие фотографии, в свои 80 лет по-прежнему трудится в школе воспитателем в группе продленного дня. Юрий Алексеевич Семин, разменявший восьмой десяток, все так же кумир мальчишек. Быть в форме ему помогает дружба со спортом. Елена Игоревна Федотова в школу пришла в прошлом году. Она самый молодой член педагогической семьи. А вообще-то в дружном коллективе, возглавляемом директором Еленой Николаевной Колесниковой, царит молодой творческий задор. Здесь любят открывать и создавать новое.
– Будем рады гостям из других школ, – говорит Елена Николаевна.
Закончена экскурсия, но первые посетители музея не спешат расходиться. В книге отзывов появляется первая запись.
Елена Михайловна Ключникова, заместитель директора школы, подводит меня к самому ценному экспонату – книге XVII века. Раритет семьи Колесниковых перекочевал в музей. Мне разрешили полистать толстые картонные страницы. Незабываемое ощущение.
– А какой из экспонатов особенно интересен вам? – интересуюсь у экскурсоводов Елены и Людмилы.
Девочки подводят меня к фотографиям выпускников разных лет.
– Посмотрите, здесь наши учителя. Иначе начинаешь оценивать настоящее, когда видишь прошлое.
Ну как не согласиться с такими разумными словами.
Комментарии