search
main
0

О чем не расскажут учебники. Мудрый совет. Выпуск 7

Недавняя конференция в Новосибирске, посвященная Тотальному диктанту по русскому языку, заставила меня задуматься о трех аспектах современной грамотности с точки зрения преподавания иностранных языков. Давайте рассмотрим их подробнее.

I. Грамотность как умение распознавать буквы, звуки, слова, умение читать. Полезно знакомить учеников со словами literate – грамотный, literacy – грамотность, и literary – литературный. Алфавит школьники учат в первом-втором классах; в старших наслаиваются знания по другим предметам, и простое задание назвать все буквы английского алфавита иногда вызывает затруднения. H, y, x часто превращаются в «аш, игрек, икс». Можно ввести тренировку и проигрывать алфавитную песенку в качестве речевой разминки. Почему важно помнить, как правильно называются буквы английского алфавита? Потому, что просьба дать spelling, то есть продиктовать слово по буквам, будет возникать в будущей жизни сегодняшних выпускников при любом контакте с иностранцами. Полезно также проверить свои классы на знание самого понятия spell и его производных. В целом читать, писать, понимать живую речь школа учит. Как правило, сложности с данным уровнем грамотности в иностранном языке испытывают те молодые люди, для которых и родной язык остался загадкой.

II. Математическая грамотность, умение распознавать и правильно называть цифры, числа. Считать детей учат на первых этапах изучения английского языка, традиционно сначала до десяти, затем запоминаются все числительные с окончанием teen, затем десятки, сотни и тысячи. Чего обычно нет в учебниках, что не могут правильно выразить старшеклассники, студенты и даже педагоги?

Во-первых, часто не объясняется золотое правило счета:

Если перед собирательными числительными hundred, thousand, million (и так далее) стоит конкретное число, то эти слова употребляются в единственном числе. Например: two hundred pages, three thousand men, five million asteroids.

То есть, на вопрос: How many pages did you read? нужно отвечать: Two hundred.

Если перед словами hundred, thousand, million нет конкретного числа, они употребляются во множественном числе. Например: hundreds of pages, thousands of men, millions of asteroids.

Полезно напомнить и себе, и учащимся о полисемии. Hundreds and thousands in cookery means  tiny beads of brightly coloured sugar, used in decorating cakes, sweets, etc.

Во-вторых, в учебниках по английскому языку нет распространенных, общеупотребительных понятий, с которыми школьники знакомятся на уроках математики. Как правильно сказать по-английски, например, «это нужно умножить на два, три и так далее»; как возвести в степень по-английски, например, перевести «10 в десятой степени»? Посмотрим на слова time and power. Спросите своих учеников, что они означают, и вы наверняка получите в ответ тот единственный перевод, которые они выучили во втором классе: «время» и «сила». Полезно познакомить их с другими значениями.

Two times two is four; you times it by 1000.

Ten to the power of three means that the number is multiplied by itself three times.

Если ваши выпускники станут математиками, физиками, они выучат нужную лексику. Но основные понятия, азы математической грамотности можно заложить в школе.

III. ИКТ грамотность. Сегодня практически все учебные заведения оснащены компьютерами и электронными досками, имеют доступ к всемирной сети. У многих детей постоянно в руках находится какой-нибудь прибор, в ушах часто воткнуты наушники, они беспрерывно \”кликают\”, общаются, проверяют новости, помещают что-то в интернете. Однако даже подростки, ученики выпускных классов, участники олимпиад сознаются, что чаще всего пользуются ИКТ на родном языке. Многим не приходит в голову самостоятельно использовать интернет как средство повышения своего уровня владения английским языком, источник учебных материалов для тренировки навыков произношения и прослушивания. Когда я показываю не только школьникам, студентам, но и своим коллегам видеоклипы, ставлю аудиозаписи, слышу вопрос: «Где вы это нашли?» На знакомом сайте YouTube. Просто ввожу в строку поиск слова English lessons, English problems, English fun – и нахожу массу полезных примеров для уроков, курсов повышения квалификации, для работы над собой. Многие сайты предлагают бесплатные материалы, готовые разработки уроков. Сегодня их настолько много, что возникает единственная проблема – что и как выбрать, как не потеряться в океане информации. Мой опыт показывает, что достаточно выбрать несколько интернет-адресов, которые вам созвучны, понятны, и регулярно посещать их.

Ежедневный визит  на сайт The Free Dictionary, выполнение постоянно обновляемых упражнений сложного уровня помогает держать себя в языковой форме. Teaching English бесплатно предоставляет массу методических материалов. English To Go дает бесплатные образцы уроков по различным темам и уровням, проводит интересные мероприятия. Любой журнал, газета имеет онлайн-версию. Международные ассоциации преподавателей рассылают новости, проводят конференции, помогают педагогам планеты объединиться для выполнения учебных проектов.

Мне кажется, начинать нужно с себя. Когда я рассказываю коллегам новости отечественного образования, временами слышу удивительный вопрос: «А почему нам этого не сообщили? Откуда вы это узнали?» Отвечаю: «Зайдите на сайт «Учительской газеты» www.ug.ru».

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте